См. также в руководстве по оформлению Главбуха
Допустим, вы написали интересную статью на три страницы. Для примера я залью текст в макет журнала «Главбух» и попробую его оформить редакторскими инструментами. Начинаем с текста:
См. также в руководстве по оформлению Главбуха
Сейчас кажется, что прочитать это — адский труд. Давайте поможем читателю: разделим статью на части и добавим цепкий заголовок.
Стало больше страниц, но теперь это не одна большая статья, а несколько лёгких частей. Каждая часть выглядит более простой, в голове читателя появляется ощущение порядка.
Заголовок тяжеловат. Сделаем из него составной заголовок с биркой. Дизайнер побоялся бы такое сделать, потому что он не полез бы в содержание. А редактору можно:
Поработаем над началом. У журналистов есть традиционный элемент «въезд» или, по‑другому, «лидер‑абзац». Это короткое вступление к тексту, которое кажется более простым, чем основной текст:
Формулировка въезда зависит от духа издания. Одни используют его, чтобы создать интригу, другие — чтобы передать соль статьи:
Интрига
17 января 1912 года после упорной борьбы с силами природы экспедиция Роберта Фалькона Скотта достигла Южного полюса Земли и обнаружила, что опоздала.
Соль
В 1911 году британцы и норвежцы соревновались за первенство на Южном полюсе. Норвежцы планировали с запасом и первыми достигли полюса. Британцы положились на удачу и погибли.
Допустим, мы всё ещё не захватили внимание читателя, он листает страницы со скучающим видом. Попробуем снова его заинтересовать: продублируем на полях интересные моменты из статьи. Так как только вы знаете, что в статье главное, вы должны сами подобрать эти фразы:
Такие фразы в Главбухе называются криками. Крик — это точная или слегка отредактированная цитата с важной мыслью из статьи.
С криками важно не переборщить. Я предпочитаю оставлять не более одного на разворот, чтобы они не конкурировали:
Крики добавляются на этапе вёрстки, потому что редактор не знает заранее, на какую страницу придётся конкретный крик. Поэтому редактор если не верстает сам, то как минимум стоит над душой у дизайнера и говорит: «Давай сюда поставим вот такой крик».
Помимо криков есть другие элементы для привлечения внимания: заметки на полях, фактоиды и блоки с дополнительной информацией (в Главбухе они называются подвёрстками). С их помощью редактор управляет вниманием читателя.
Наконец, самое сильное: иллюстрации. Все любят рассматривать картинки, особенно внутри текста. Мозг решает, что картинку рассмотреть проще, чем прочитать текст.
Дизайнеру будет тяжело подобрать правильную иллюстрацию: ему часто некогда разбираться в источнике и правах. А редактор обязан в этом разбираться, потому что он отвечает за смысл. Когда у продукта нет редактора, то однажды ветеранов поздравит с праздником экипаж Люфтваффе:
У любой иллюстрации в статье должна быть информативная подпись, которая объясняет иллюстрацию. Представьте, что читатель пробежится только по картинкам с подписями. Сделайте так, чтобы они рассказали ему что‑то новое и сподвигли к дальнейшему чтению.
И не забывайте об авторском праве и свободном использовании: будет обидно переделывать хорошую статью из‑за иска правообладателя.
На этом можно было бы остановиться, но мы не будем. Предположим, что у нас журнал полностью составлен из таких хорошо оформленных статей с иллюстрациями. Читателю интересно, но сию секунду ему некогда читать такой большой материал. Он отложит статью на потом и никогда к ней не вернётся.
Давайте поможем читателю вынести из статьи хоть что‑нибудь: добавим перечень главных мыслей, которые он точно прочитает и запомнит. Главные мысли, разумеется, формулирует редактор.
В новом макете Главбуха выводы стоят в начале статьи и занимают целую полосу. Есть даже место, чтобы поставить туда фотографию Амундсена на лыжах:
Мы, конечно, погорячились, добавив целую страницу с выводами. Теперь у нас пустая шестая страница. Заполним её, добавив в середину инфографику:
Теперь нужно навести порядок. Включаем сетку и смотрим, где у нас «не долито»:
Сокращаем и дописываем, чтобы текст ровненько лёг в полосу набора. Добавим ещё один крик и фактоид, чтобы было веселее:
Теперь это можно нести арт‑директору и дизайнеру, чтобы навести лоск. Наверняка первую полосу мы переделаем, потому что арт‑директору не понравится одинокий вывод над головой Амундсена. Но это уже детали. Основная работа сделана.
Всё это мог сделать только редактор, потому что он лучше всех разбирается в содержании статьи. Редактор разделяет текст на части и свободно переписывает заголовки. Редактор пишет фразы на полях и придумывает содержание подвёрсток. Редактор подбирает и утверждает иллюстрации, придумывает подписи и заказывает инфографику. Редактор сокращает и дописывает, чтобы текст аккуратно ложился в макет. Редактор может не верстать сам, но над душой верстальщика стоять должен. Редактор — информационный центр продукта. Вот результат его работы:
Было
Стало
Типографика и вёрстка — одна из дисциплин Школы редакторов. Приглашаю всех, кому интересно создавать информационные продукты: статьи, журналы, сайты, промостраницы, рекламу, сервисы и приложения.
Также вот‑вот откроется третий набор дизайнеров в Школу стажёров, я прямо чувствую.