|
Евгений Ширин
12 января 2013
|
Кое-какие практические советы:
1. Составьте основной договор, где будут прописаны общие условия. Описание работ оформляйте приложениями, которые ссылаются на основной договор. При длительном сотрудничестве подобный подход существенно экономит время и бумагу :-).
2. В предмете договора (приложения) пишите: «услуги по выполнению таких-то работ», а не «выполнение таких-то работ». Это связано с налогами, лицензиями и прочими документами. Например, для «выполнения размещения сайта (хостинга)» нужна лицензия на телематические услуги, а для предоставления услуг по размещению сайта лицензии не нужно, т. к. вы можете сработать как агент.
3. В приложении максимально чётко и подробно опишите порядок выполнения работ. Основной акцент сделайте на случае, если заказчика не удовлетворит результат. Сколько допускается дизайн-концепций, сколько корректировок, что будет, если ни один из предложенных вариантов не устраивает клиента и т. д.
4. Указывайте сроки поэтапно, с привязкой к конкретным точкам договорённостей с заказчиком и времени оплаты. Т. е. не «срок разработки фирменного стиля 30 рабочих дней (р. д.)», а «разработка ТЗ. в течение 3 р. д. с момента заполнения анкеты и перечисления предоплаты; разработка дизайн-концепции логотипа в течение 7 р. д. с момента утверждения ТЗ; доработка логотипа в течение 5 р. д. с момента утверждения концепции т. д.».
5. Пропишите этапы платежей с привязками к конкретным результатам работы.
6. Укажите срок, в течение которого заказчик должен утвердить работу или внести пожелания. Если по прошествию указанного срока реакции от заказчика не последовало, то этап считается автоматически утверждённым.
7. Ставьте жёсткие сроки предоставления заказчиком информации. Я обычно прописываю, что если заказчик просрочил свои обязательства более, чем на 15 р. д., то мы вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке без возвращения предоплаты, плюс заказчик обязан выплатить штраф в размере 50 % от оставшейся суммы.
Советую заключать максимально жёсткие договоры. При этом не забывайте, что в большинстве случаев договор — это формальность. Гораздо эффективнее решать текущие вопросы в рамках «человеческого общения», а не «по пунктам бумажек».
Жёсткий договор — это не более, чем страховка на случай, если переговоры зашли в тупик и вопрос может быть решён только в судебном порядке. За 10 лет работы у меня ни разу не возникало подобных ситуаций :-).
|
|
|
|