Я заранее прошу прощения у читателей, живущих в Таиланде. Если сказанное к вам не относится — слава богу. Я пишу не о месте, а о пути дизайнера.
Таиланд — для меня символ самого плохого, что может произойти с молодым дизайнером.
Перспективный дизайнер думает о деле и своём росте. Ему не мешают зима, авитаминоз, арендная ставка и цены на фрукты. Он знает, что жизненный комфорт придёт позднее в обмен на успехи в профессии. Сидит ночами и грызёт задачу, пока есть молодые силы. Последние деньги отдаст за книгу Тафти, а не за путёвку в Турцию. А если за путёвку — то в Лондон, для расширения дизайнерского кругозора. Соответственно росту к дизайнеру приходят деньги, путешествия по выходным и фуагра с трюфелями (допустим, бесстыдно намазанные друг на друга).
Но бюрошные дизайнеры сами решают, где жить.
Если молодой дизайнер задумывается о переезде в Таиланд, для меня это знак, что его слишком рано озаботил личный комфорт. Его прельщают море, дешёвые фрукты и представления о халявной райской жизни. Картинка с пляжем и голубым морем заслоняет в мозгу любимое дело, затем и реальные результаты работы. Дизайнер потерян, в моей душе печаль.
Но бюрошные дизайнеры сами решают, где жить.
Первый дизайнер лезет с альпенштоком на гору знаний, второй — прыгает с сачком по полянке развлечений. Состарятся оба, но только один окажется на горе, а другой всё там же, на равнине.
В Таиланд ломятся халявщики и мировой сброд, что немало говорит о личном вкусе в выборе места обитания. Но всё же для меня Таиланд — не место, а состояние дизайнерского ума. Бали — тоже Таиланд. Уютная корпорация с высокой зарплатой и бесплатными печеньками — Таиланд. Йога, дзен, духовная практика — Таиланд. Таиланд — это переход дизайнера в устойчивое горизонтальное положение. Мы с вами о нём не услышим — ни завтра, ни через год, ни через пять.
***
Возможно, кто‑то из читателей решит, что я против дизайнерских путешествий. Это вовсе не так. У путешественника глаза открыты в два раза шире, и он воспринимает окружение с удвоенным вниманием. Поэтому путешествия — необычайно практичный способ повышения дизайнерской квалификации и приобретения правильных воспоминаний.
Сегодня мы с гордостью представляем ежедневную рубрику «Наблюдения», существенную долю которой составят фотозаметки из путешествий, которыми набиты дизайнерские телефоны и фотоаппараты.
Есть два равноправных способа решить дизайнерскую задачу. Первый — придумать, второй — вспомнить.
Для первого дизайнерам нужны специальные знания, приёмы и культура ума. Для второго — богатый опыт.
Вспомнить проще и быстрее, поэтому при прочих равных выигрывают дизайнеры, у которых в памяти больше решений разных задач.
Дизайнер всю жизнь копит наблюдения и впечатления. Подсматривать решения дизайнерских задач удаётся где угодно, лучше всего — на улице, на прогулке, в поездке.
Рубрика «Наблюдения» делает наблюдения одного дизайнера наблюдениями других и наоборот. Опыт взаимно обогащается, коллективная память растёт.