Чтобы наполнить систему жизнью, мало придумать её формулу:
Проточная вода вращает колесо, поэтому жернова мелют зерно
Её нужно спроектировать, построить, испытать каждый её узел и механизм, чтобы получилась целостная система, которая не развалится на части.
А чтобы запустить систему, к ней нужно подвести ресурсы. От водяной мельницы мало толку в Сахаре.
На входе
Водяная мельница требует воды и зерна, автомобиль — топлива, водителя и пассажиров, магазин — товаров и покупателей, доска объявлений — объявлений и зрителей.
Создатели магазинов и ресторанов знают, что успех или провал иногда зависит только от адреса. Ювелирная лавка выбирает — стоять где‑то в городе и продавать дороже или ютиться в ювелирном квартале и продавать дешевле. Часто второй выбор разумнее: специализированный квартал привлекает поток неслучайных мотивированных покупателей, и это преимущество перевешивает неудобства конкуренции с другими лавками.
Почему магазины в гостиницах и аэропортах продают товары втридорога? Гостиницы и аэропорты по определению проходные места с минимальной конкуренцией. Выйти из гостиницы многим лень, а из аэропорта часто невозможно.
Нищий соберёт подачек на площади больше, чем в переулке; в вагонах больше, чем на станциях.
Магазин — разновидность воронки по обработке ресурсов. Чтобы зажить, любая система, объект, дизайнерская идея должны найти «свой квартал» и бережно обойтись с ресурсами.
Отдельные подсистемы могут отвечать только за поступление ресурсов. Журналы, газеты и телевидение живут за счёт рекламных отделов, хотя полезное действие выполняют редакции.
Так называемый «почтосборник» собирает адреса интересующихся курсами бюро на сайте:
И когда запись открывается, об этом узнают не только те, кто случайно зашёл на сайт в удачный момент, а все, кто проявил интерес в период между курсами. Почтосборник не учит людей и не продаёт им курсы, но без него система стала бы менее эффективной.
Такие «ресурсные» подсистемы отмирают, когда в них теряется необходимость. Сайт «Одноклассники» набрал аудиторию, сыграв на любопытстве и ностальгии, что отражало даже название сайта. Но эта формула обеспечила только первоначальный интерес. Со временем «Одноклассники» плавно свернулись в «ОК.ру», а из формы регистрации исчезли обязательные вопросы о школе и институте.
В модной индустрии
Товары для покупателя тоже служат ресурсами. Еда и туалетная бумага заканчиваются, поэтому если производитель построил бренд, ему достаточно поддерживать узнаваемость продукта.
Одежда — более долговечный ресурс. Производителю недостаточно узнаваемой марки, чтобы поддерживать к себе регулярный интерес. Один способ — намеренно сокращать срок службы, но он не очень честный и способен навредить бренду.
Эффективнее дважды в год обновлять коллекции одежды в соответствии с модой, а ещё лучше — задавать моду. Прошлогодняя одежда не портится физически, но устаревает морально. Самые отпетые модники обращают внимание не на марку одежды, а на коллекцию: «Фи, это прошлогодняя Прада».
Если кому‑то из дизайнеров это покажется преувеличением, предлагаю заменить Праду на Айфон: «Ха‑ха, у него пятый». Эпл использует стратегию и даже периодичность анонсов модной индустрии — весной и осенью. Цель — направить регулярные волны на вход воронки.
Внутри
Ресурсы — это «сырьё» полезного действия, а работоспособная система — механизм, который доставляет и преобразовывает ресурсы в пользу.
Ресурсы бывают:
энергетические — электричество, гравитация, солнечный свет, тепло, любовь, ненависть, жадность, тщеславие, любопытство;
материальные — нефть, кирпичи, бензин, проточная вода, деньги, пища, кофеин;
информационные — показания радара наведения, команда начальника, расписание рейсов, персональная информация, данные банковских карт, рекламные сообщения в рассылке, база адресов для той же рассылки.
Все эти ресурсы поступают на вход и «текут» по системе. Эффективность системы определяется только количеством потерь ресурсов по дороге. Бесполезный расход материальных ресурсов называют канцелярским словом «убыль». Потери энергии, точнее степень её сохранности, определяет коэффициент полезного действия. Искажения и потери информации называют просто информационными потерями.
Ресурсы теряются и внутри подсистем, и при их проходе между подсистемами. Чем больше «колен» и «узлов» в системе, тем больше источников потерь. Поэтому каждая подсистема не только приносит пользу системе, но и снижает её эффективность.
Топология — схема движения ресурсов в системе. Топология должна меняться, когда какой‑то ресурс становится дефицитным или наоборот, избыточным.
Если преждевременно «нарезать» новый социальный сайт на тематические сообщества, его аудитории не хватит, чтобы создать ощущение жизни. Однако хватит и двадцати человек для зачётной тусовки в комментариях к одному интересному сообщению на главной странице.
Дарудар
«Самый простой пример — это рубрикатор потока сообщений. Пока у вас мало сообщений, вам важно выводить их единым потоком, чтобы пользователи видели активность других и вдохновлялись этим. Но когда поток становится довольно сильным, пользователи начинают страдать от его зашумленности, приходит время делить его на рубрики, чтобы каждый видел только то, что интересно именно ему. Если рубрикатор сделать сразу же, видя, как он успешно работает на больших проектах, то можно свой проект вообще никогда не запустить, пользователи не будут видеть полезного для себя уровня активности».
Максим Каракулов. Советы основателя
Старая «Лента.ру» служила примером для создателей информационных сайтов. Новости располагались по рубрикам на разных «этажах» главной страницы:
Новостей хватало, чтобы ежедневно заполнять все этажи и составлять разноообразную картину дня. Но Лента.ру — новостной производственный комбинат. Небольшой же информационной мастерской едва хватит, чтобы ежедневно обновлять по одной новости в каждой рубрике. Если она скопирует формат Ленты — получит на главной странице кладбище новостей недельной давности. Чтобы читатели видели свежие новости, многие сайты переходят к линейной ленте, например Лук‑эт‑ми.
Делаете систему комментариев к каждому абзацу документа? Комментатору будет одиноко.
Создаёте онлайн‑сообщества борцов с собачьими экскрементами во дворах, поделённые по подъездам? Будет не с кем пособачиться.
Добавляете флажок «ищу работу» в профилях социальной сети? Без специального раздела «они ищут работу» работодатель не придёт.
С точки зрения систем массового обслуживания создатели часто решают антизадачу создания толпы. Редкий предприниматель и тем более дизайнер пойдёт моделировать СМО, но качественное понимание структуры потоков и очередей точно не повредит.
В совете о целостности мы рассматривали модель воронки, на каждой ступени которой теряются ресурсы. Представьте себе потери в системах из нескольких воронок. К ним относятся стартапы, в которых предполагается взаимодействие между третьими сторонами: продавцами и покупателями, аналитиками и инвесторами, спрашивающими и отвечающими, соискателями и работодателями. Каждая такая система представляет собой две «воронки», обращённые друг к другу узкой частью.
Реклама → Заявка ↔ Предложение ← Партнёрство
Эффективность двойной воронки
Предположим, мы придумали сайт, на котором покупатели оставляют заявки, а продавцы отвечают на них индивидуальными предложениями.
Покупательская воронка работает как обычно. Например, эффективность рекламы сайта — 10%, то есть из 1000 увидевших рекламу 100 пришли на сайт. Из 100 посетителей один оставил заявку в одной из товарных категорий и ждёт предложения.
Со стороны продавцов — своя воронка. Предположим, наши менеджеры обзвонили 100 продавцов — интернет‑магазинов. Из них подключились 10 продавцов. Из них один продавец занимается товарной категорией, которая заинтересовала нашего покупателя из первой воронки.
Наш сайт направляет заявку покупателя этому продавцу — и тут снова воронка! Чтобы сделка состоялась, продавец должен быть в онлайне, успеть вовремя отреагировать, предложить именно то, что нужно покупателю и устроит его по цене.
Такая модель работоспособна при огромной аудитории с обеих сторон, но для растущих сервисов больше напоминает попытку уколоть иголку другой иголкой.
Думаю, неслучайно на популярном сайте Стековерфлоу среднее количество ответов экспертов на вопросы новичков на глаз чуть выше нуля.
Решение проблемы двойной воронки обычно в существенном расширении предложений одной из сторон — в ассортименте или во времени. Например, агрегаторы продают авиабилеты на все авиалинии; фрилансеры на сайтах держат профили постоянно, а не только, когда ищут работу; продавцы публикуют на сайте каталог товаров вместо того, чтобы круглосуточно ждать заявок.
Меньше значит больше
Переизбыток ресурсов так же плох для создателя системы, как недостача.
Деньги — ленивый ресурс для бизнеса, как глюкоза для человека. Глюкоза — основной источник энергии живых организмов, не требующий переваривания. При питании одними продуктами, богатыми глюкозой, люди жиреют или даже заболевают сахарным диабетом.
Точно так же деньги — универсальный ресурс в бизнесе, не требующий изобретательности и усилий для переработки и использования. Если создатель бизнеса не ограничен в средствах, может позволить себе любые рекламные кампании, коммерческую недвижимость, дорогие станки и материалы, то он рискует создать неработоспособный и нерентабельный бизнес.
Сравните поиск зерна для мельницы и поиск инвестора для мельницы. Первое — конкретная задача запуска и настройки работы системы. Второе — просто поиск денег. Чтобы переработать зерно, нужно запустить мельницу. Чтобы потратить деньги, не нужно ничего проектировать и запускать. Чаще всего деньги не питают спроектированную систему, а просто сливаются в унитаз случайными решениями.
Кроме того, стартаперы тратят время и энергию на поиск инвестора вместо совершенствования системы.
Ракетостроение
Задача Элона Маска — построить самые дешёвые коммерческие ракетоносители:
«Инженеров постоянно ставило в тупик, почему Маск соглашался платить за одно и отказывался финансировать другое. Например, в штаб‑квартире просили купить станок за 200 тысяч или дорогостоящую деталь, которую считали необходимой для успеха [ракеты] „Фалкон‑1“, но Маск отказывал. И при этом ему было вовсе не жалко заплатить почти столько же за блестящее покрытие на полу цеха исключительно ради красоты».
Эшли Вэнс. Илон Маск: Тесла, Спейс Икс и дорога в будущее. Олимп‑Бизнес, 2015
Изобретательный дизайнер, инженер или бизнесмен достигает полезное действие бесплатно — без дополнительных ресурсов.
Например, автомат Калашникова использует по сути те же патроны, что и винтовка Мосина, которая не может стрелять очередями. Но его автоматическая система, которой нет в винтовке, использует бесплатные пороховые газы, а не, скажем, дополнительный электрический аккумулятор.
Солнечные батареи производят электричество из бесплатного солнечного света.
Логотип Пэй‑апа использует движение глаз самого читателя, чтобы передать идею движения вверх:
«Халявные» информационные ресурсы при правильном использовании качественно улучшают продукт:
Ритц‑Карлтон
Фактическое время вылетов и прилётов формирует рейтинг авиакомпаний на сайте продажи авиабилетов. А база данных парков авиакомпаний помогает рекомендовать лучшие места в самолёте.
Некоторые продукты безуспешны из‑за слабой формулы. В других продуктах барахлят критические подсистемы. У третьих заканчиваются ресурсы для работы. Четвёртые слишком опережают время. Но главная причина неудач продуктов в том, что их авторам не хватает изобретательности, сил и терпения, чтобы решить все эти проблемы.
Важнейший ресурс работоспособной системы — воля её создателя.
P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.