Школа
Переговоры

Должна ли подруга выполнить свою часть договора, если заказчик не выполнил свою?

Илья, вопрос об ответственности.

Подруга взяла заказ с таким условием: ей дают предоплату, она делает работу к 1 ноября. До дедлайна два дня, а предоплаты всё нет. Заказчик не отказывается платить, но затягивает: «А давайте вы сначала оформите ИП и мы переведём деньги вам на счёт». Окей, но оформление ИП и банковского счёта — это три недели минимум. То есть предоплаты не будет.

Подруга лучше познакомилась с заказчиком и не хочет делать этот заказ и продолжать сотрудничество. То есть задержка оплаты для неё — хороший предлог разорвать отношения. Но насколько это этично? Должна ли подруга выполнить свою часть договора, если заказчик не выполнил свою?

Саша Волкова
6 ноя 2015
👁 3526   🗩5
Переговоры

Должна ли подруга выполнить свою часть договора, если заказчик не выполнил свою?

Илья, вопрос об ответственности.

Подруга взяла заказ с таким условием: ей дают предоплату, она делает работу к 1 ноября. До дедлайна два дня, а предоплаты всё нет. Заказчик не отказывается платить, но затягивает: «А давайте вы сначала оформите ИП и мы переведём деньги вам на счёт». Окей, но оформление ИП и банковского счёта — это три недели минимум. То есть предоплаты не будет.

Подруга лучше познакомилась с заказчиком и не хочет делать этот заказ и продолжать сотрудничество. То есть задержка оплаты для неё — хороший предлог разорвать отношения. Но насколько это этично? Должна ли подруга выполнить свою часть договора, если заказчик не выполнил свою?

Саша Волкова
6 ноя 2015
👁 3526   🗩5
Илья Синельников
Предприниматель, стартапер, преподаватель
Полезно
  
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Саша!

Для меня один из самых важных принципов переговоров (да и жизни) — это право на «нет». Это право священно. Если подруга не хочет работать с заказчиком, она может не работать. Вот всегда есть такая возможность, даже в последний день проекта и при подписанном договоре. Я специально обостряю, потому что очень многие в принципе не допускают мысли об отказе и превращаются в рабов.

Разумеется, следующий вопрос — какие последствия. Что произойдёт, если сказать «нет»? Как это отразится на отношениях и репутации? Сколько вы потереяете денег, времени, нервов?

Насколько я понял, заказчик знал, что у подруги нет ИП, и согласился перевести предоплату. Если теперь он говорит, что надо ИП, подруга может смело сказать, что она не планирует заводить ИП. Если заказчик не видит другой возможности перевести деньги, то она, к сожалению, вынуждена отказаться от проекта. С точки зрения этики проблем нет.

Но мне не нравится такая отговорка. Представьте, что заказчик тут же говорит: «Да чёрт с ним, с ИП, действительно, чё это я, — мы же так не договаривались. Вот предоплата наличными». И что подруге делать? Браться за неприятный проект?

Мой совет — не юлите. Говорите прямо: «К огромному сожалению, у меня изменились обстоятельства. Я не могу начать работу над проектом. Я понимаю, что это неожиданно и нарушает ваши планы — мне очень жаль, что так получилось. Простите, пожалуйста».

P. S. Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентом
Полезно
  
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Если денег не поступило и работа не начата, можно спокойно расходиться, никто никому ничего в этой ситуации не должен.

Варвара, на самом деле это не так.

Представьте, что вы согласовали договор, всё обговорили, но просто клиент пока не перевёл деньги. Это не значит, что можно просто взять и уйти.

Обещание и договорённость зачастую важнее подписанного соглашения.

Как я говорил, вы можете отказаться от сотрудничества, но это будет именно ваше сознательное решение, вы будете готовы к последствиям, а не просто «никто никому не должен».

Между «Должна ли подруга выполнить свою часть договора, если заказчик не выполнил свою» и «Подруга лучше познакомилась с заказчиком и не хочет делать этот заказ и продолжать сотрудничество» — пропасть.

Прислушайтесь к совету Ильи и выберите желание. Будьте честными с собой и заказчиком. Если подруге не нравится заказчик, она не сможет выполнить свою работу так, как могла бы. Возможно, заказчик прорвался через фильтры и просто не её клиент, а она это чувствует.

Кстати, посоветую обязательно включить в договор пункт об одностороннем расторжении контракта. Он ограждает обе стороны от неправильного выбора.

Варвара!

Вот пример. Вы договорились бригадой строителей: согласовали объём работ, стоимость, размер и сроки предоплаты. Арендовали жильё на время ремонта. Случилось непредвиденное: по независящим от вас причинам вы не перевели деньги вовремя. Или не пришли в назначенное время на встречу. И всё — бригада ушла на другой объект.

Илья, я не говорю в данной ситуации про уход по‑английски, не путайте. Объявить об этом второй стороне, естественно, нужно. Чего не нужно делать — рефлексировать на эту тему.

Какой был вопрос изначально? Этично ли разрывать отношения. В данной ситуации это этично, поскольку обязательств пока ещё нет. Тем более, что есть такое желание у одной из сторон. Если такого желания бы не было, была бы тема про переговоры.

Единственный вариант, где это не этично — уже после информации про ИП всё равно дано было обещание сделать заказ к определённому сроку, т. е. принятие исполнителем факта постоплаты и необходимости ИП.

Евгений, если я по какой‑либо причине не могу перевести деньги рабочим вовремя или опаздываю на встречу, я звоню этим рабочим и говорю: «мужики, так и так, я «дурак», что можно сделать в этой ситуации к обоюдному согласию»? Рабочие мне ничего не должны, если договорённости сорваны не ими.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы