Саша!
Для меня один из самых важных принципов переговоров (да и жизни) — это право
Разумеется, следующий вопрос — какие последствия. Что произойдёт, если сказать «нет»? Как это отразится на отношениях и репутации? Сколько вы потереяете денег, времени, нервов?
Насколько я понял, заказчик знал, что у подруги нет ИП, и согласился перевести предоплату. Если теперь он говорит, что надо ИП, подруга может смело сказать, что она не планирует заводить ИП. Если заказчик не видит другой возможности перевести деньги, то она, к сожалению, вынуждена отказаться от проекта. С точки зрения этики проблем нет.
Но мне не нравится такая отговорка. Представьте, что заказчик тут же говорит: «Да чёрт с ним, с ИП, действительно, чё это я, — мы же так не договаривались. Вот предоплата наличными». И что подруге делать? Браться за неприятный проект?
Мой совет — не юлите. Говорите прямо: «К огромному сожалению, у меня изменились обстоятельства. Я не могу начать работу над проектом. Я понимаю, что это неожиданно и нарушает ваши планы — мне очень жаль, что так получилось. Простите, пожалуйста».
P. S. Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.