x
 
Андрей Щербатых
24 августа 2013

Владимир!

Вот я слышал, что в образовательных целях можно использовать что угодно без обязанности получать письменное разрешение автора (но с указанием авторства).

А как именно это работает? Если я выпускаю образовательную статью в бесплатный журнал — можно ли там приводить скриншоты винды? А если я — образовательное учреждение, за образование мне студенты платят — могу ли я пользоваться скриншотами и чужими иллюстрациями в своих учебных материалах? При условии, что я не продаю эти материалы наружу, это только для пользования внутри учебного заведении.



Андрей!

Чтобы законно использовать чужие произведения в образовательных, информационных или полемических целях, укажите автора и источник цитирования. Это единственные условия свободного использования, предусмотренные законом.

Посмотрим, что говорит о свободном использовании судебная практика.

См. советы

21 марта 2013 года Ворошиловский районный суд Волгограда рассматривал дело об авторских правах. Сайт разместил фотографии блогера, не заручившись его согласием, не заключив договор и не выплатив вознаграждение. Чтобы соблюсти закон, сайт указал автора и источник заимствования, а «на фотографиях имелись активные ссылки на личный блог». Суд отказал блогеру в иске, потому что сайт не нарушил его права.

Решение 2-838/2013 по иску А. В. Степновой к ООО «Блокнот» и ООО «Курьер-Медиа»

20 июня 2011 года Арбитражный суд Москвы рассматривал похожее дело. Телеканал разместил фотографии и видеоролики, позаимствованыые с развлекательного интернет-сайта. Телеканал сослался на сайт, но не указал ФИО авторов. Истец мотивировал иск тем, что телеканал не указал ФИО авторов и поэтому нарушил закон. В суде представитель телеканала пояснил, что «на этом интернет-портале не указано, что он принадлежит истцу, поэтому ответчику не было об этом известно». Суд принял это во внимание и отказал владельцу сайта в иске.

На мой взгляд, закон, судебная практика и здравый смысл едины: чтобы не нарушить закон, достаточно указать автора и источник цитирования. Закон не требует получать разрешение автора, заключать лицензионный договор и выплачивать вознаграждение, если вы цитируете чужое произведение.

Я не вижу причинно-следственной связи между использованием чужих произведений и получением прибыли в вашем случае. Вы используете чужие произведения, чтобы проиллюстрировать учебные материалы, доказать или опровергнуть точку зрения. Вы получаете прибыль не от продажи прав на чужие произведения, а от передачи знаний читателям. По-моему, в вашем случае цитирование правомерно.

Чтобы узнать больше об авторских правах и свободном использовании, приглашаю на двухдневный курс «Дизайн и право», который пройдёт 14 и 15 сентября.

Решение А-40-137225/10-19-1189 по иску ООО «Ньюсмедиа-Рус» к ООО «Медиа Проект»

P. S.
Это был субботний юридический совет. Хотите узнать всё о правах, товарных знаках, договорах, офертах, заимствовании элементов интерфейса и фоток со стоков? Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Дизайн и право». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Артём Самохин
27 августа 2013

Владимир, истец из второго примера и есть владелец сайта?

И дополнительный вопрос по теме. Допустим я пишу книгу и что-то цитирую из других источников. В конце книги на дополнительных листах я указываю номер страницы с цитатой и источник, откуда это цитата взята. Всё правильно сделал или могу проиграть?

Спасибо.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Тайные знания об НДА Кто должен покупать шрифт, использованный в логотипе? 1 Какую лицензию нужно покупать, чтобы использовать шрифт в стикерпаке для Телеграма? Где я могу найти информацию об использовании шрифта Bell MT Bold в логотипе?




Недавно всплыло

Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 О тексте как базовом элементе 6 Правдивость 3 3