x
 
Сергей Конаков
12 апреля 2014

Помните, недавно в США одна авиакомпания устроила нечаянно почти бесплатную раздачу билетов? Бизнес-класс продавался на сайте по 6 долларов, кажется. Компания сказала, что отменять билеты не будет и все проданные билеты действительны. Покупатели довольны, зрители умиляются.

Предположим, что такая ситуация произошла бы в России и что сайт был бы сделан и поддерживался сторонней компанией. С юридической точки зрения что могла бы сделать авикомпания с везучими покупателями и что — с невезучими разработчиками?



Сергей!

Предположим, что такая ситуация произошла в России :-)

Однажды генеральный директор ОАО «Авиакомпания» просыпается от послеобеденного сна по звонку своего заместителя: «Шеф, всё пропало! На сайте ошибка: мы продали тысячу билетов в бизнес-класс по двести рублей за штуку вместо пяти тысяч».

Генеральный директор созывает срочное совещание, пригласив начальников юридического, клиентского, айтишного, бухгалтерского и планово-экономического отделов. По чистой случайности на него заглянул начальник рекламной службы — конференц-зал оказался аккурат по пути в курилку.

На повестке три вопроса: что случилось, кто виноват и что делать. Айтишный отдел ответил на первые два: во время резервного копирования сломалась база данных, поэтому никто не виноват и исправить ничего нельзя. Генеральный директор напомнил о самом важном: «Всё ясно, а что дальше-то делать?».

Начальники бухгалтерского и планово-экономического отделов, пошептавшись, посоветовали сферическое решение в вакууме: извиниться перед потребителями, сослаться на ошибку, отменить бронирование и вернуть деньги.

Начальник клиентского отдела побледнел от гнева: репутационный ущерб от такого решения в разы превышает упущенную выгоду от дешёвых билетов.

Масла в огонь подлил начальник юридического отдела: если билеты купили — акцептовали оферту, поэтому договор уже заключён и расторгнуть его в одностороннем порядке уже нельзя. Очень вероятно, что Роспотребнадзор вцепится в горло за массовое нарушение закона о защите прав потребителей, а рассерженные клиенты, которым авиакомпания испортила отпуск или командировку, табунами побегут в суд и прокуратуру.

Генеральный директор, дождавшись молчания, вздохнул и спросил ещё раз: «Так всё-таки, что делать?».

Поднялся случайно заглянувший на совещание начальник рекламной службы и предложил: «А давайте мы напишем на сайте, что отменять билеты не будем и все проданные билеты действительны. Покупатели довольны, зрители умиляются, Роспотребнадзор к нам не приходит, судебных процессов и ущерба репутации нет. Возможно, будет позитивный эффект и мы повысим конверсию, ведь о нас напишет бюро».

Так и случилось.

P. S.
Это был субботний юридический совет. Хотите узнать всё о правах, товарных знаках, договорах, офертах, заимствовании элементов интерфейса и фоток со стоков? Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Дизайн и право». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Александр Ильинский
12 апреля 2014

По счастливому стечению обстоятельств 5000000 − 200000 = 4800000 рублей на рекламную кампанию «Вотум доверия».

Всеволод Устинов
12 апреля 2014

Это если айтишный отдел свой. А если за сайт отвечала сторонняя компания?

Владимир Кутовой
12 апреля 2014

Владимир, а в какой момент происходит акцептование оферты? Когда прошла оплата за авиабилет или когда компания выставила мне счёт, но я его ещё не оплатил? Для более общего случая предположим, что в этом процессе есть выставление счёта.

Сергей Конаков
12 апреля 2014

Спасибо за ответ!

Штука в том, что история такая действительно произошла в России, только не в авиакомпании. Я перешлю ссылку на ваш ответ её героям, и, если они решат воспользоваться вашим советом, дам ссылку на их публичное заявление.

Иван Демидов
15 апреля 2014

Говорят, была такая история с озоном и закончилась далеко не так радужно.

http://t-itanium.livejournal.com/798249.html


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Тайные знания об НДА Кто должен покупать шрифт, использованный в логотипе? 1 Какую лицензию нужно покупать, чтобы использовать шрифт в стикерпаке для Телеграма? Где я могу найти информацию об использовании шрифта Bell MT Bold в логотипе?




Недавно всплыло

3 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 1 1