|
Александр Попов
13 января 2014
|
Привет.
Встраивание шрифта через «фонтфейс» нарушает десктопную лицензию (EULA). Эта версия лицензии не разрешает использовать «фонтфейс». Фактически, она явно запрещает это двумя фразами: «you will not distribute the fonts to people outside of your organization» — нельзя распространять за пределы организации, the fonts can be embedded in other software files, such as Portable Document Format (PDF) or Flash files, but you will take all reasonable care to embed the fonts in such a way that they cannot be extracted from the files you create — шрифт можно встраивать в некоторые файлы, но только так, чтобы их оттуда нельзя было извлечь.
Насколько я понял, конструкция @font-face позволяет загрузить нужный шрифт на компьютер пользователя, чтобы потом использовать его для оформления текста на странице сайта. При этом на компьютер посетителя сайта будут сохранены сами файлы шрифта. Таким образом он получит к ним доступ. Фактически, это нарушения пользовательского соглашения EULA, которое по законодательству является лицензионным договором. Нарушая его, вы нарушаете авторские права. А это основание для суда (ст. 1252 Гражданского кодекса РФ).
В суде правообладатель может потребовать возместить убытки или взыскать компенсацию в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ). А если сумма ущерба превысит 100 тысяч рублей, то часть 3 статьи 146 Уголовного кодекса предусматривает до шести лет лишения свободы.
Чтобы загружать шрифт через @font-face и не нарушать EULA, надо докупить лицензию для веб-шрифтов. Но тут есть нюанс. По webfont лицензии этого шрифта есть ограничение на число просмотров страниц: «the total traffic, measured in page views, of all Websites Using a Licensed Web Font must be no greater than the number of page views specified in your account at located at www.myfonts.com». Для этого лицензия требует установки счетчика просмотров на всех страницах со шрифтом.
Чтобы всё сделать правильно, при покупке лицензии на myfonts.com в корзине следует выбрать число просмотров в месяц. Например, вы используете шрифт только на одном сайте, на всех его страницах. Сайт посещают 100 тыс. посетителей в день. Если каждый просматривает только 1 страницу, то понадобится купить лицензию на 3 миллиона просмотров за 2681 $. Цена 30 миллионов просмотров — 11333 $
Учти, что эта лицензия разрешает использовать только технологию @font-face. Все остальные, например, sIFR, Cufón или Typeface.js — запрещает.
Из сложившейся ситуации я вижу несколько способов выхода.
1. Самый простой и, видимо, самый дорогой — это купить webfont лицензию на нужное число просмотров. Я не знаю всех деталей ваших договоренностей с заказчиком. Возможно, вам удастся договориться, и он согласится приобрести лицензию на необходимое число просмотров.
2. Использовать шрифт, не загружая его через @font-face.
2.1. Загружать текст изображением. Этот вариант разрешен десктопной лицензией. Может подойти вам, если вы используете шрифт на сайте не повсеместно, а только для заголовков.
2.2. Технология sIFR. Если я правильно понял, для подстановки шрифта используется Flash. В fla-файл внедряется шрифт, генерируется Flash-ролик. Затем при отображении страницы с помощью JavaScript на место заменяемого элемента внедряется Flash-ролик, занимающий то же самое место и имеющий те же размеры, что и замененный текст. В десктопной версии лицензии есть разрешение внедрять шрифт в Flash файлы при условии, что вы будете принимать все разумные меры, чтобы встроить шрифты таким образом, что они не могут быть извлечены. Если ваши технологи подтвердят, что при использовании sIFR шрифт нельзя извлечь, то это может стать хорошим решением проблемы с юридической точки зрения. Но я знаю, что не все устройства поддерживают Flash. Тебе обязательно надо обсудить это с технологами.
2.3 Тypeface.js. Как я понял из документации, используется похожий принцип. Но вместо сгенерированного Flash ролика используется описание каждого символа шрифта в формате JSON, который генерируется из оригинального файла шрифта. Затем для отрисовки заменяемого элемента используется canvas или VML.
Здесь у меня возникли серьёзные опасения. Насколько легитимно использование векторного представления шрифта (его SVG/VML модели)? С одной стороны это похоже, на встраивание (embedded in other software files, such as Portable Document Format (PDF)), с другой — может быть расценено не в вашу пользу. Если дойдёт до суда, то придется доказывать легитимность этого способа, приглашая эксперта. Я не уверен, что это будет легко сделать. Как юрист, я не рекомендую использовать этот способ.
3. Не использовать шрифт. Я юрист, а не дизайнер. И допускаю, что такой мой совет ты можешь интерпретировать, как вторжение в твою профессию. Но, если все предыдущие варианты не подойдут, это единственный способ не нарушить закон. Я бы выбрал его. Уверен, что ты сможешь найти бесплатный шрифт, который заменит этот. Я видел как ты решал гораздо более сложные, на мой взгляд, дизайнерские задачи.
Если шрифт уже утверждён у заказчика, то тебе стоит всё ему открыто рассказать. Я бы на месте заказчика расценивал это не как признание непрофессионализма, а как раз наоборот. Студия ведет себя ответственно, не скрывает проблемы, и старается учесть все риски. А это полезно для проекта.
Предлагаю обсудить это по телефону или в скайпе.
Александр Попов.
|
|
|
|