x
 
Саша Цебро
4 апреля 2011

Артём!

А почему ты открыто не пользуешься своей рубрикой и не спрашиваешь сам совета у народа? Ведь каждый может советовать каждому :-)



Я ужасно люблю просить советы, но почти никогда им не следую. Я даже советуюсь, чтобы эмоционально утвердиться в уже принятом решении. Тупой подростковый дух противоречия во мне настолько силён (в тридцать с гаком), что я часто спорю с человеком, которого только что попросил дать совет.

Неудивительно, что люди обижаются, когда я не следую их советам.

Но это не значит, что я не слушаю и не обдумываю, что мне советуют. Поэтому если уважаемых советчиков не отпугнёт такое предисловие, я буду рад попробовать новый формат.


Обмен знаниями — важная задача бюро. Я даже считаю это самой важной задачей. Поэтому у нас есть более-менее регулярный трёхдневный курс, ежедневные кроме выходных «Советы» и «Дизайн-собака».

Кроме того, у нас есть положенный на полку курс по навигации. Мы делали его почти год, подготовили роскошную раздатку, а в 2009 году на него пришли два с половиной человека. С тех пор я не слышал о подобных курсах в России, кроме нашего же семинара в Сургуте.

Даже у курса по интерфейсам ограниченный охват. Обычно я могу себе позволить проводить его не чаще одного или двух раз в год. Это значит, что за год курс посетят и с его материалами ознакомятся не более сорока человек.

Чтобы расширить аудиторию курса есть два пути — подготовить новых преподавателей или создать онлайновый курс. Вторая идея мне нравится даже больше.

Есть ещё момент: курс по интерфейсам — проверенная временем рабочая лошадка. В курсе скомпилированы мои знания и приёмы дизайна интерфейсов: закон Фиттса, Раскин, Тафти, теория близости, синтаксис интерфейса, форматы. Всё это проиллюстрировано примерами из моего личного опыта и коллекции, в том числе времён Студии Лебедева. Курс проходит уже четыре года подряд. Пипл лав ит.

Но с момента создания курса в бюро появились совершенно новые знания: о работоспособных системах, полезном действии, «зле интерфейса». Кроме того, мы формализовали многие разрозненные приёмы дизайна, которые дизайнеры собирают всю жизнь, перемещаясь между дизайнерскими гильдиями. Всё это заслуживает отдельного курса о работоспособном дизайне.

  • Вот и вопросы к уважаемым советчикам:
  • На какой онлайновый курс направить усилия: винтажный трёхдневный или инновационный работоспособный? Куда вы пошли бы лично в офлайне? Какой курс послушали бы в онлайне?
  • Продавать курс целиком или разбить на темы, например по разворотам?
  • В каком формате готовить курс — видео или аудио? В какой программе делать? Как сэкономить усилия и время? Чтобы эффектно, но не мучаться со светом и мейкапом :-)
  • Как организовать интерактив, не требующий синхронного присутствия? При этом не программируя и не покупая портал дистанционного обучения у Ай-би-эма?
  • Запариваться ли и как насчёт пиратства? Вон, весь Паясу на торрентах лежит.

Научите уму-разуму.

Правила публикации комментариев обычные — новые советы, мысли и идеи интереснее личных оценок.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Игорь Кононученко
4 апреля 2011

Интересно и новое и старое. Либо два разных курса, либо скомпоновать в один. Я бы пошёл на оба курса, правда, я в Киеве.

Александр Дейков
4 апреля 2011

Тут ведь вот какое дело, движуха вся в онлайне. Я интересуюсь бюрошными работами, читаю советы, делаю потихоньку тестовые задания для вакансий. Всё, о чем я могу мечтать — это критика, критика и советы учителя.

За что я готов платить деньги? За ваше время, что вы тратите на меня, плюс ваши знания. За время — больше. К сожалению, я пока не потяну 20-30 тысяч за ваш трёхдневный курс.
Куда проще и удобнее получить одну тему-параграф и задание к ней. И иметь возможность быть раскритикованным одним из ведущих дизайнеров или арт-директоров бюро. Платить за это, скажем 500 рублей за тему.

Курс может состоять из 20-30 тем. Каждая может быть текстом с поясняющими картинками, скринкастом, аудио-подкастом, простым видео, да чем угодно. Благо программами для записи интернет бурлит. Задание: придумать, нарисовать, проиллюстрировать, сверстать. Но я хочу получить оценку результата (в разумный срок).

Пиратство идёт стороной. В этой схеме обучения я мотивирован на двухстороннее общение с учителем. Сам текст не стоит ничего для мимопроходящего.

В схему верю.

Пётр Кобылкин
4 апреля 2011

На инновационный. В офлайне пошёл бы на оба.

Целиком или разбить по уровням знаний слушателей.

Видеопрезентации с голосом и отдельно стенограммы/конспекты.

Организовать интерактив, доступный только честным слушателям. Сделать так, чтобы этот интерактив был действительно важной и может быть даже основной частью. Всё что может быть украдено, выложить в открытый доступ бесплатно или за микроплатёж.

Насчёт самого интерактива — раздавать задания и подробно разбирать их с индивидуальными советами и дополнительными упражнениями. Всем участникам давать доступ ко всем домашкам и разборам.

Влад Марчук
4 апреля 2011

Могу предложить перенос наработок организации работы в бюро на программу обучения. Работать, находясь разбросанными географически у вас получается, так почему бы не предоставить возможность обучающимся почувствовать, что такое система «Ресурс» и смоделировать процесс учебы так, как в бюро проходит процесс работы?

Алексей Рогулин
4 апреля 2011

Я буду очень рад, если появится онлайновый курс.

Я бы послушал/посмотрел оба в онлайне, хотя если выбирать, то инновационный ценнее винтажного, т. к. классику можно и самому почитать. Офлайновый курс для меня дороговат, да и ехать куда-то надо, а онлайновый, возможно, будет дешевле. Кроме того, к информации онлайн-курса всегда можно вернуться и что-то переосмыслить.

Что касается пиратства — возможно, выход в каком-то более индивидуальном подходе. Прошёл часть, успешно выполнил задание и только тогда получаешь следующую порцию инфы. От распространения материалов это не спасёт, но главная ценность курса может быть именно в обратной связи. Может быть, даже с какими-то сертификатами заморочиться.
Мне было бы приятно и обнадеживающе в конце курса получить подтверждение от Артёма Горбунова, что этими конкретными навыками я овладел, а не просто прослушал :-)

Паясу, кстати говоря,— более попсовый тренинг, потому и лежит на торрентах. Неизвестно, насколько ваш курс будет востребован у широкой аудитории. А серьёзная аудитория скорее предпочтёт пройти курс как следует.


Абсолютна вся вузовская инфа доступна из любой библиотеки в виде книг с хорошо читаемым шрифтом, иллюстрациями, аккуратными схемами, в отредактированном авторском изложении.

Тем не менее, люди поступают и учатся, предпочитая пересказы и каракули записанных наспех конспектов с частично пропущенными лекциями. Может быть, потому что, закончив, они получают статус человека с высшим образованием?

Почему бы вам не организовать именно обучение, а не просто предоставление информации, пусть даже эксклюзивной? Название «Образовательный центр» вроде как располагает к этому. А статус, грубо говоря, «хороший дизайнер по мнению Артёма Горбунова» может быть желанным результатом для многих. С этим не сопоставимо никакое прослушивание каких-то материалов.

Насчёт интерактива — лично мне было бы удобнее формат преписки или записи видео- аудиообращений (только ведущих курса, а не моих :-) Может быть, через обычный емейл, если речь идёт об обратной связи по выполненным заданиям.

Сам курс лучше сделать так, чтобы можно было видеть примеры и слышать голос ведущего. На мой взгляд, единственно верный вариант, т. к. выражение лица ведущего имеет меньшую информативную ценность, если уж говорить о видео. Может, флеш?


И, повторю, это будет просто здорово, если появятся такие курсы в любом виде. Надоело уже информацию из Советов, Ководства, Бизнес-линча по крупицам собирать :-)

Евгений Ширин
4 апреля 2011

Думаю, что нужны оба курса. Курсы лучше готовить онлайновые. Во-первых — это существенно расширит количество слушателей, во-вторых — это удобнее для работающих студентов.

Предлагаю сделать две ступени: «обзор» и «полный курс».

Материалы первой ступени будут содержать видео и файлы с примерами. В видео можно вообще обойтись без людей, а показывать только интерфейсы, диаграммы ( и т. д.) на экране. Рекомендую первый этап сделать бесплатным по следующим причинам: 
— Со временем курс появится в сети, кто захочет — тот скачает бесплатно.
— Первая ступень своего рода реклама полного курса, который более ценен для практического применения. 
— Бесплатный курс посмотрит больше человек, соответственно, вы внесёте больший вклад в повышение качества интерфейсов.

Полный курс будет включать: теорию (видео, конспект и файлы с примерами), практические задания (включая их разбор), обсуждение вопросов (возможно, онлайн-общение с преподавателем) и экзаменационную часть.

Тут должно быть всё предельно просто: видеолекция, обсуждение вопросов (в обозначенное время по МСК), домашнее задание, разбор заданий (так же в оговоренное время), след. лекция и т. д. В конце должно быть что-то вроде экзамена, а лучше экзамен + курсовая работа. Экзаменационные вопросы советую направлять не на знание каких-то терминов, личностей, формул, а на понимание предмета, способность самостоятельно мыслить, решать конкретные задачи. В качестве курсового проекта может стать конкретный заказ, над которым вы работаете или личный проект слушателя, который имеет непосредственное отношение к созданию интерфейсов.

Интерактив можно организовать так: 
— Общая информация, заявка и оплата — через основной сайт (подключить платежные системы не проблема, разработчики дают всю необходимую информацию). 
— Файлы для скачивания могут храниться на сервере или файлообменнике (под паролем). Доступ к соответствующим файлам будет высылаться слушателю после выполнения предыдуших заданий. Можно ограничить действие пароля во времени (например, три дня). 
— Обсуждение можно проводить через скайп. Информацию о времени обсуждения также можно высылать каждому пользователю отдельно: на эл. почту или по СМС.

После прохождения полного курса и сдачи экзамена слушателю должен высылаться соответствующий сертификат.

Думаю, что полный курс должен длиться порядка 1,5-2 мес. (с учетом 1-2 занятий в неделю). По стоимости что-то предложить сложно, важно соотношение «цена / экономический эффект от курса». Считаю, что цена должна быть гибкой, например: 
— Для студентов (по скану зачетной книжки) скидка 50% 
— для компаний + 100 % стоимости, но возможность обучаться нескольким (до пяти человек) сотрудникам.

Ярослав Маркин
4 апреля 2011

Артем, а издай книгу. В PDF. (Если найдёшь адекватное издательство, конечно, то и на бумаге, но я в существование таких издательств у нас не верю). Ту, которую можно рекомендовать человеку, который интересуется интерфейсами, вместо совета «прочитать всего Тафти и ещё Раскина».

Ну да, у нас нельзя заработать на хорошей технической книге, тем более электронной. И на торрентах появится она через неделю. И люди будут не стесняясь выпрашивать пиратку, мотивируя это больной трактовкой фразы «information must be free». А всё же?

Вот например: у меня постоянно, просто постоянно спрашивают, «что можно почитать по Руби». Я для себя нашел единственную книгу, которую могу рекомендовать всем — всего одну. Она хороша не тем, что там есть наиболее полное изложение всего-что-только-есть в языке, и даже не тем что её рекомендует кто-то модный: просто автор совершенно угорел по языку и объясняет самые базовые вещи так, что не понять их и не проникнуться совершенно невозможно. Она, правда, распространяется бесплатно, а автора — why the lucky stiff — знают только по никнейму.

Может, такая книга будет и по информационному дизайну? За деньги, бесплатно, не важно. Пользуются же популярностью штуки типа http://www.fivesimplesteps.com/…/practical-guide-designing-for-the-web (http://www.fivesimplesteps.com/books/practical-guide-designing-for-the-web) .

Валерий Гребенёв
4 апреля 2011

В онлайне пошел бы на инновационный. В офлайне — на некий скомпонованный из двух.

Хотелось бы проходить полный тренинг в онлайне по нескольким причинам:
1. Тренинг может длиться больше трёх дней, что даёт больше простора, как мне, так и вам.
2. На тренинг может прийти большей людей, а это хорошая движуха.
3. Онлайн-тренинг может быть таким же интерактивным, как и живой.

Хотелось бы видеть аудио, видео, конспекты. Сервисов и программ для этого множество. Например: www.webinar2.ru для кастов, Camtasia Studio — для видео (скринкастов).

Вебинары хороши тем, что проходят в прямом эфире. На них можно присутствовать всем участниками и сразу задавать вопросы тренеру. А при отсутствии на них, потом на свой e-mail можно получить запись каста.

Насчёт пиратства. Если и делать онлайн-курс, то с упором на хорошую обратную связь. Если человек будет упорно работать, получать ценные советы от тренеров, у него будет меньше соблазна поделиться с кем-либо. Но пиратства достаточно трудно избежать.

Если вдобавок ко всему будет возможность обсуждать работы других участников, то это ещё будет дополнительным стимулом проходить этот тренинг.

Саша Сергеев
4 апреля 2011

Не могу советовать, так как я почти не учу других. Люблю учиться, и вот пара комментариев по этому поводу.

Наиболее интересными я считаю воркшопы, когда можно что-то сделать своими руками, пусть и по наведённым ведущим курса рельсам. Воркшоп из разных тем с одним и тем же преподавателем или с группой преподавателей, наверное, никто в живую не проводит.

В онлайне подобное кажется намного более приемлемым, но я никогда не видел онлайн-курса, который бы затягивал на 100%. Рано или поздно начинаешь многозадачничать и теряешь качество передачи знаний.

Когда я говорю даже про воркшоп, это не значит, что преподаватель должен тратить время на разбор домашек и критику каждого «ученика», про которые написали несколько предыдущих советчиков. Это уже перебор.

Взрослые люди должны быть способны получать пользу от простого прослушивания материала (курсы, которые даёт Тафти), от ознакомления с конкретными методиками (воркшопы большинства программистких семинаров), от простого эмоционального обмена опытом (anEventApart, большинство других конференций). В каждом стиле есть свои хорошие и свои слабые стороны. Я предпочитаю стиль воркшопа, но хотел бы видеть в них больше знаний и меньше «методик», больше эмоциональности, но не меньше причинно-следственной связи.

Артур Валиуллин
4 апреля 2011

Пройдя курсы по интерфейсам в прошлом году и прочитав почти все советы, задал себе те же вопросы: многие новые знания не вошли в курс, а жаль.

Мне были бы очень полезны ваши новые знания, я об этом много пишу в своём блоге: о работоспособных системах, полезном действии. Но мне было бы ещё более интересно и полезно узнать об адаптации ТРИЗ для дизайнера интерфейсов. Вы об этом тоже пишете. Но по советам информация разрознена, я их собирал, анализировал и было бы очень здорово сравнить с вашей формализацией.

Мне больше интересен офлайн, но живу не в Москве, поэтому для меня офлайн проблематичен. В онлайне послушал бы курс по работоспособным системам и по ТРИЗ. Продавать курс целиком или разбить на темы? Думаю, всё будет зависеть от цены. А делать видеокурс. Двумя руками за домашку и разбор домашки.

По поводу пиратства. Издательство «Символ» в своих электронных книгах через определённое количество страниц в уголке указывает ФИО и место жительства купившего книгу. Издателям легче отстреливать пирата. Как вам такой вариант защиты?

Павел Карасёв
4 апреля 2011

Очень согласен с Александром!

Брать деньги нужно за обратную связь (индивидуальную работу с учителем), это как в школе: чтобы учитель твою домашку проверил. Он тратит время на тебя, и это время — деньги.
С другой стороны сами лекции: интервью, скринкасты (видео, короче), но без дополнительного разжёвывания и оформления в ХТМЛ, без готовых примеров в фотошопе или вёрстке, логично сделать бесплатными — выкладывать тут для пиара.

Т. о. лекция — бесплатно, семинар — за деньги.

Еще пример из СПО. Программа бесплатна, поддержка — за деньги.

Виктор Третьяков
4 апреля 2011

Мне кажется, Александр прав в том, что касается оплат. Покупать курс по параграфам не так накладно и каждый может оплачивать в удобное для него время и в удобном объёме: здесь же плюс того, что маленькая стоимость позволит сомневающимся сделать первый шаг.

Увы, массив переработанного и подготовленного материала защитить сложно: мне видится вариант с почтовой рассылкой курса более предпочтительным, чем онлайн-версия.

С другой стороны, если каким-то образом сделать курс привязанным к личному кабинету и сайту, может быть, это даст необходимый результат.

Александр Дебкалюк
4 апреля 2011

Платные вебинары мне представляются самым удобным форматом.

Глеб Ревков
4 апреля 2011

Для меня офлайн самый эффективный способ обучения. В онлайне очень много отвлекающих факторов.

Также для меня важно, кто будет преподавать.

Именно поэтому я поехал из Риги в Москву на трёхдневные курсы. Там и Артур Валиуллин был :-)

А вот видео семинара в Сургуте сложно было воспринимать. Там конечно фрагмент, но всё же.

Захар Кириллов
4 апреля 2011

На какой онлайновый курс направить усилия: винтажный трёхдневный или инновационный работоспособный? Куда вы пошли бы лично в офлайне? Какой курс послушали бы в онлайне?

В онлайне я прослушал бы оба курса, а в офлайне пошёл бы на инновационный в случае, если он проводился бы в Санкт-Петербурге или в стране ЕС. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю в Таллин — думаю, если бы курс был на английском языке, то одну группу удалось бы набрать. В прошлом году к нам приезжал Рольф Молик с двухдневным учебным курсом — его собралось послушать 15 человек только из Таллинна. Для курса на русском языке можно привлечь рижан или вообще провести курс в Риге — туда приехать гораздо проще, чем в Россию.

Интерактивный курс мог бы состоять из видеолекций и вебинара (можно через скайп) для общения группы и комментирования заданий. Учебная среда — Wordpress с плагинами BuddyPress и LePress решит все вопросы без программирования.

У проблемы пиратства есть простое решение: каждый год вы подготавливаете новый комплект заданий и участники платят за то, что смогут выполнить эти задания и получить ваш квалифицированный комментарий по ним. А в конце — это важно — красивый сертификат с вашими подписями. Бумажка очень важна, если она подкреплена реально полученными знаниями.

У пиратства есть и более сложные надёжные решения, но они не дружелюбны либо по отношению к ученику, либо к преподавателю.

Глеб Ревков
5 апреля 2011

Согласен с Захаром!

Если проводить в Риге, то проблем с русской аудиторией не будет.

Артём, если что, смогу помочь с поиском места проведения.

Евгений Курочкин
5 апреля 2011

Расширенный курс по интерфейсам просто необходим.

Было бы очень круто, если бы вы в Екатеринбург добрались и прочитали курс у нас. Что необходимо для этого?

Я бы сделал видео. В свободный доступ бы выложил какие-то значимые моменты курса. Остальное по заказу за адекватные деньги.

Как-то так.

Саша Цебро
5 апреля 2011

С момента, когда я заразился идеями проектирования интерфейсов, до получения сертификата о прохождении интенсива прошло два с половиной года. За это время многое из того, что преподаётся на курсе, я узнал из книг, прочёл на сайте Бюро и в интернете. Самое ценное для меня заключалось не в иллюстрации закона Фиттса и примеров из портфолио САЛ, а в общении с дизайнером, который в сто раз умнее и сильнее меня.

Я ленив, много сомневаюсь и часто необъективен в оценке собственных профессиональных качеств. Хороший интеллектуальный менторский кнут — вот, что нужно таким, как я. Возможно, я бы приобрел кураторство Артёма Горбунова над моим собственным проектом. Это отличный способ подстегнуть себя к работе, а для Бюро возможность расширить своё порфолио (пусть и в виде пометки о кураторстве).

Женя Бакст
5 апреля 2011

Тут Ярослав Маркин подкинул мысль издать свою ПДФ-книгу. При этом пожаловался, что у нас нельзя заработать на хорошей технической книге.

Мои соображения на этот счёт: Артём имеет достаточный запас нашего к нему доверия, чтобы воспользоваться схемой «утром деньги, вечером стулья».

Итак, можно попробовать сначала собрать с потенциальных читателей какое-то количество денег, а потом уже предоставить им стулья.

Ещё вариант: выпустить свои акции, на проданные акции создать стулья, с продаж стульев платить дивиденды держателям акций. Тут уже и читатели вместе с автором будут заинтересованы в увеличении продаж.

Федот Березной
5 апреля 2011

Онлайновый курс нужен. Для начала в любом удобном для бюро виде. Он уже есть фрагментами в «Советах», в заданиях вакансий и новостях (фрагмент семинара).

Нужны задания (и не только по вакансиям), которые можно выполнять в любом порядке, в любое время. Одно и то же несколько раз — лучше и лучше. Я выполнил задания «Энергичного дизайнера» и «Таинственного арт-директора». Теперь другие: быстрый, умный, прикольный. Там (в вакансиях пока) ещё другие задания есть.

Но не хватает обмена. Обратной связи в каком-то виде (я не всегда уверен, дошло ли письмо). Необязательно разбор и оценка. Просто вот это получилось, а это нет (заодно почему). Подробную «экспертизу» можно отдельной темой сделать, если кто желает.

Посмотреть и сравнить: как другие делают то же самое задание. Каким путём пришли к решению. Это очень полезно. Задания уже есть, есть и выполнение — нет ответной (исправляющей-направляющей) побудительной составляющей.

Оплата — вопрос непростой. Но ведь «Советы» мы читаем, смотрим и даже даём бесплатно. Значит, что-то получается.

Фрагмент семинара по навигации в Сургуте опубликован. Уже хорошо! БВШД публикует семинары (или мастер-классы). Многие смотрят-пересматривают. Но, если будет возможность, с радостью пойдут смотреть и слушать «вживую». Песня в плеере не исключает, а определяет поход на концерт. Личное общение (присутствие) не заменить. А дополнить можно. Был случай и наоборот: посмотрел фрагмент лекции и стало понятно, что не надо время тратить.

Вот и советы:
Попробовать на том, что проще в реализации. Но делать оба. Прослушал бы любой доступный.

Разбить на темы (что снизит стоимость), а желающим давать целиком.

Аудио там, где нечего показывать. Видео там, где надо что-то увидеть. Или аудио с комплектом пособий, как в музее:«переходим к следующей картине».

Насчёт пиратства не запариваться до конкретных вопиющих случаев. И не ограничивать себя (и других) мыслями «а вдруг возьмут». Самому отдать раньше.

Вік Ватаманюк
6 апреля 2011

Я уже чуть было не посетил ваш курс, когда вы планировали его провести в Киеве, но он так и не состоялся.

Хотелось бы конечно что-то в онлайне! В любом виде. Раздатку ещё тода хотел получить, если будете продавать — купил бы. И хорошо бы, чтобы можно было материалы для самостоятельного изучения покупать отдельно от прохождения курса с обратной связью (если такая будет), особенно если курсов будет несколько.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Подкаст с техноконтуром Собирается ли бюро в офлайне? Что делать, если верстальщики отдают кривую вёрстку, как дизайнеру тренироваться в эстетике, в каком направлении дизайна развиваться в 16 лет Спецвыпуск. 13 лет бюро




Недавно всплыло

Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Все уже успели заметить, что вы почти во всех пятничных примерах советуете немного поунижаться 12 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 Экран ожидания в поликлинике 6