А. Г. |
Эльмира! В вашей задаче противоречие: книги должны быть в распоряжении посетителей, но некоторые посетители уносят книги с собой. Полезное действие в том, чтобы время ожидания клиентов прошло приятно, незаметно и
Попробуем проявить изобретательность и не выходить в надсистему. Постановим, что клиенты в ожидании должны читать книги. Вы имеете дело со злом, которое трудно победить — человеческой природой. Пожалуй, это прозвучало несколько мизантропично: у людей есть положительные и отрицательные стороны, я лишь хочу сказать, что ваша проблема вызвана качествами человека, на которые вы не можете повлиять. Первое правило: эффективнее бороться не со злом, а с его источником или проводником. Коренное решение проблемы — сделать так, чтобы книги нельзя было вынести из вашей комнаты ожидания. Но укреплять меры безопасности — тупиковый, дорогой и неэффективный путь, ведь книги воруют и из охраняемых магазинов. Другой путь — изменить физическую форму книги, например оборудовав Второе правило: если со злом не получается бороться, нужно создать возобновляемую защиту. Раз книги иногда уносят, надо чтобы библиотека постоянно пополнялась. Как сделать так, чтобы книги поступали бесплатно? Пусть книги приносят сами читатели. Пусть недостатки человеческой природы компенсируются её достоинствами. Итак, у нас есть идея решения: предложить читателям библиотеки приносить книги в дар. Это не самая мощная формула, потому что полагается на сознательность и положительные качества. Но ведь и забирают чужие книги не слишком часто, а нам будет достаточно, чтобы библиотека не убывала. Когда есть идея, которая полагается на статистику, необходимо провести оценку ресурсов. Кто наши читатели — ожидающие клиенты? Если окажется, что большинство клиентов приходит к вам один раз, то приносить книги будет просто некому. Где взять бесплатные дополнительные ресурсы? Пусть читателями библиотеки станут не только клиенты, но и сотрудники вашей компании. Предложите им безвозмездно читать и обмениваться книгами и впечатлениями от прочитанного. Решение контринтуитивно — в человеческие недостатки, лень и жадность поверить легче, чем в достоинства, щедрость и желание делиться. Подобный скепсис всегда сопровождает старт проектов типа Википедии или Дарудар. Через несколько недель после того, как я придумал ответ на ваш вопрос, я встретил пример благотворительного обмена книгами в маленьком рыбацком городке Дувре на острове Тасмания: |
Попробуете внедрить? P. S. Уважаемые советчики! Предлагаю вам присылать в рубрику задачи и ситуации с неочевидным решением, чтобы разнообразить теоретические советы. |