Илья Бирман |
Продолжаем рассматривать обозначения остановок.
В прошлом совете серии мы рассмотрели кружки и оставили себе несколько симпатичных на память: |
|
|
А что, если не кружки? |
|
В игре « |
Если у вас станция «Кремль», попробовать звезду можно, но осторожно. |
В игре это нужно, чтобы понять, кому из пассажиров куда нужно попасть. В жизни столько разных обозначений сведут читателя с ума. Вот, например, расписание японских поездов с избытком кодирования: |
Из коллекции А. Г. |
Здесь |
Хочется думать в сторону экономии чернил. Попробуем разорвать линию: |
|
Здесь чернила сэкономлены лишь формально. Глаз отлично видит белые нашлёпки на красной линии, хоть мы их и не рисовали. На ровном месте возникает шум. Кроме того, разрывы трудно подписывать. |
Важнейшим инструментом обозначения остановок являются пеньки — я уже рассказывал об их полезных свойствах. Пеньки различаются по толщине и выпиранию: |
|
Опасность использования пеньков иллюстрирует следующий пример. При создании четвёртой версии схемы метро у меня был момент, когда некоторые станции пришлось подписать с неожиданной стороны линии (рисунок слева): |
При беглом чтении снизу вверх глаз успевает привыкнуть смотреть с одной стороны от линии, поэтому есть шанс пропустить станции, подписанные с другой. В финальном варианте (рисунок справа) проблема была устранена — все станции были перенесены на одну сторону от линии.
Кружки (и другие симметричные относительно линии обозначения) позволяют быть менее внимательным к выбору стороны для надписи. |
На схеме венского метро пеньки вот торчат сразу в обе стороны: |
|
Но такая зубастость плохо выглядит и лишает пеньки свойства указывать на своё название. Двусторонние пеньки естественно использовать для обозначения конечных: |
|
Пеньки могут быть сложнее, чем просто прямоугольники: |
|
При работе над челябинской трамвайной схемой мы с Сашей Караваевым посвятили немало времени поиску правильной формы. Когда несколько линий идут параллельно, пеньки одних разрывают другие (первые несколько вариантов): |
Схема и работа над ней |
|
Мы хотели сгладить этот эффект. Один из промежуточных вариантов — |
|
В финале — трапецевидные пеньки: |
|
Как и другие элементы, пеньки могут захотеть стать другого цвета чем линия: |
|
В общем случае это снова лишний шум. Но в пучках тонкая чёрная линия может выглядеть чище, чем многоэтажный пенёк: |
|
Такую линию отлично видно при качественной печати и идеальном освещении, но для транспортной схемы это не очень реалистичные условия. Добавить читаемости таким остановкам можно, превратив линейки в булавки: |
|
Из некружков отложим себе эти: |
|