А. Г. |
Творческие задачи всегда считались самыми сложными. Настолько сложными, что люди, которые умеют их решать, в представлении общества не совсем нормальные. Сумасшедший изобретатель, гениальный художник — это штампы Человечество не решило проблему творчества. И не факт, что Главным творческим методом всегда был метод проб и ошибок. По пути проб и ошибок шла эволюция растений и животных. Путём проб и ошибок Томас Эдисон нашёл конструкцию электрической лампочки. Путём проб и ошибок современный Метод проб и ошибок — это теоретически бесконечный перебор вариантов. Бесконечный, потому что нет никакой гарантии, что ближайшая попытка, ближайшие десять попыток, ближайшие сто попыток окажутся успешными. Метод проб и ошибок напоминает сизифов труд — бесконечные попытки закатить в гору тяжёлый камень. Неудивительно, что все известные изобретатели — очень настойчивые люди. У бессистемного творчества много опасных недостатков. Я работаю дизайнером и Неправильное понимание задачиМетод проб и ошибок не объясняет, как поставить цель, где искать решение. Одно решение кажется не лучше другого. Сложные задачи выглядят точно так же как простые. Поэтому часто предприниматель, дизайнер и менеджер принимают интуитивную или Канеман и Тверски предлагают в книге «Мышление: быстрое и медленное» простую задачку:
Если ваш ответ — 1 доллар и 10 центов, вы попали в интуитивную ловушку — когда форма или условия задачи подсказывают неправильный ответ. В кассе пиццерии большие очереди в час пик. Как решить проблему? Конечно, нанять ещё кассиров. В компании падают продажи и нет сайта? Конечно, надо сделать Всё это — интуитивная постановка задачи. То, что она очевидна, вовсе не значит, что она верна. Возможно, она приведёт к раздуванию штата, тратам денег и времени, потере конкурентного преимущества. Сейчас клиенты неплохо разбираются в дизайне, и это здорово — всегда хорошо, когда у дизайнера и клиента получается говорить на одном языке. Но, с другой стороны, если клиент описывает задачу в дизайнерских терминах — «сделать понятный сайт», «спроектировать удобный интерфейс», «создать приземляющую страницу», дизайнер рискует принять на веру неверную формулировку проблемы. В школьной задаче даны А и Б, нужно найти X. В реальной задаче выясняется, что найти надо Y, а для этого нужны В и Г Стереотипное мышлениеЕсли в поиске решения нет системы, человек первым делом решает задачу по аналогии с уже решёнными задачами. Ещё хуже, если стереотипы мешают ему увидеть хорошее решение. У психологов есть термин «функциональная фиксация» — склонность связывать предмет с его традиционной, предполагаемой функцией.
Основатель
Особый вид стереотипного мышления — «ошибка выжившего». Кажется, что рецепт успеха — повторять действия успешного человека или стартапа. Но на одного успешного приходятся тысячи безуспешных, которые тоже повторяли эти действия. В бюро не раз приходили клиенты, которые хотели создать ещё один видеохостинг, ещё один сайт авиабилетов, ещё один свадебный салон. На вопрос, почему они надеются победить конкурентов, они отвечали — потому что мы сделаем им удобный интерфейс «как у Эпла», «как у Ещё хуже, если стереотипы основаны на мифах:
Неправильная оценка решенияВ советах о разрешении противоречий мы обсуждали виды решений: капитуляция, компромисс, грубая сила и изобретательность. Самые лучшие решения — изобретательные, при которых результат достигается без вреда и компромиссов. Но изобретательные решения часто выглядят необычно, непривычно и неинтуитивно, поэтому хорошую идею может случайно зарубить не только клиент или К сожалению, часто слабое компромиссное решение принимается только потому, что оно выглядит привычнее и безопаснее.
Проверка всех возможных решений в жизни слишком дорога. Поэтому перебирая решения, дизайнер оценивает их в уме, или в лучшем случае — на картинке. Это не реальная проверка, а мысленный эксперимент. Поэтому если нет опоры и чётких критериев, дизайнер может раньше времени сойти с пути к правильному решению. Или ещё хуже, рискует отбросить хорошее решение, которое у него уже перед глазами. Психологи, предприниматели, изобретатели, инженеры много раз пытались решить проблему решения творческих задач. Появлялись разные методы и системы творчества: мозговой штурм, латеральное мышление, метод шляп, метод фокальных объектов, морфологический анализ, медитация, триз, К сожалению, ни один из методов — не серебряная пуля. Даже любимый мной триз — теория решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера имеет недостатки с моей точки зрения. Исторически триз придуман для решения технических задач и основан на информационном фонде технических изобретений. Его прямое применение в дизайне, рекламе, бизнесе, социологии — по сути акт веры. Об этом предупреждал сам Альтшуллер. Алгоритм решения изобретательских задач, который Альтшуллер улучшал десятилетиями, переставляя и добавляя шаги — сам по себе не слишком похож на элегантное изобретательское решение, пропагандируемое тризом. Логические формулировки противоречий, изобилующие двойными отрицаниями, сложно осознать и удержать в голове. Алгоритм сложно изучать, ему сложно следовать. Подозреваю, что В тризе отсутствует такой вид ресурсов системы, как информация. Это не поле и не вещество, в тризовском «веполе» ему просто нет места. Управление системой с помощью программы или интерфейса в тризе не рассматривается — видимо, потому что информатика и кибернетика в СССР отстали на десятилетия. Возможно, метод перебора, с которым борется триз, не так уж бесперспективен с развитием информационных технологий. Как только появятся адекватные компьютерные системы генерации, моделирования и оценки В тризе нет понятия целостности системы: например, базовым условием работоспособности считается сквозной проход энергии, но Но много лет назад меня вдохновил образ мышления, заложенный в тризе. Его базовые идеи основаны на физике и логике. Основные закономерности развития постоянно подтверждаются на практике, помогают придумывать новые идеи и предсказывать изменения продуктов. Как правило, встречающаяся мне критика триза очень поверхностная, неинформированная и просто глупая (надеюсь, что и моя — не исключение, а тоже следствие невежества). Триз очень близок мне по духу, но советы о дизайне продуктов, которые вы читали последние два года, нельзя считать изложением триза. Моя система основана на моём опыте аналитика, дизайнера продуктов, Пока искусственный интеллект не отобрал работу у нас с вами — дизайнеров продуктов, нам нужна система, уменьшающая риск «ошибок» метода проб и ошибок. Я не обещаю, что вы станете гениальным дизайнером, которому под силу любая задача. Но я предлагаю порядок действий при решении дизайнерских задач, который вместе с предыдущими советами придаст вам уверенность, что вы правильно сформулировали задачу и идёте правильным путём, покажет, насколько вы близки к результату, и научит более точно оценивать решения. О самих этапах решения задачи — в следующем совете. |
|
P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о дизайне продуктов, работоспособных системах, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы. |