Илья Бирман |
Навигация бывает рекомендательная и насильственная. Рекомендательная информирует человека о целях и маршрутах, насильственная вынуждает следовать по определённому пути, даже если человек предпочёл бы другой. Пример насильственной навигации — ограждения на массовых мероприятиях, в метро в час пик. Этот музей — хороший пример навигации, насилие которой незаметно, не вызывает недовольства и даже помогает. Главная проблема почти любого крупного музея — непонимание человеком того, в каком порядке обходить тысячи экспонатов. Всё время оказываешься там, где уже был, при этом до некоторых залов не доходишь. Линейная структура снимает проблему: гарантированно всё посмотришь, и прогресс в любой момент легко оценить. Именно в этом, а не в предотвращении пересечения потоков, на мой взгляд, главный смысл такого дизайна. Похожий подход в Икее, там тоже линейный маршрут придуман за тебя. При этом там, конечно, в этом важнейший коммерческий смысл: ты вроде бы пришёл купить полочку в ванную, а тут такой милый коврик в гостиную попался, как не купить? Всё же, когда ты ищешь конкретную вещь, а не просто гуляешь, такая система мешает. Трудно представить себе её в библиотеке или на транспорте. Даже если сценарий посещения продуман заранее и одинаков для всех, человек рано или поздно захочет отклониться от него в туалет. Поэтому даже в линейной системе обязательно понадобятся соответствующие указатели. |