А. Г. |
Разрешить противоречие дизайнеру помогает точное определение места и времени, в котором оно возникает. Ведь чем меньше место и чем точнее время, в пределах которых нужно решать проблему, тем больше область, в которой проблему решать не нужно. А значит, тем проще и эффективнее решение. Это понятно интуитивно. Гораздо сложнее начинающему дизайнеру прочувствовать, что при определении зоны решения надо сначала смотреть не туда, где возникает проблема, а туда, где происходит рабочий процесс — связанный с получением полезного действия.
|
||||||||
Ответ выглядит парадоксально — отправленное письмо окажется во «входящих» самого отправителя. Но дизайнер решил задачу и получил ответ почти автоматически, правильно определив зону решения. Отлуп показан именно там, где отправитель ждёт ответа на своё письмо. Остаётся простая техническая задача — добавить в списке «входящих» к строке проблемного письма небольшую иконку или другой индикатор, а внутри письма — заметную жёлтую область над текстом с кратким описанием проблемы, кнопкой повторной отправки и возможностью «развернуть» технические подробности: |
О бесплатности дизайна |
Было |
Стало |
Решением проблемы недоставленного письма оказалось само недоставленное письмо. Идеальный отлуп — которого нет, но функция его выполняется. Кажется, дизайнер сам испугался простоты своего решения и не понёс его менеджеру. Найти изобретательное решение помогает сужение не только проблемной зоны, но и временного промежутка. Вспомним задачу об отображении схем проезда на |
Обычно |
При перетаскивании мышью |
Другой пример разделения во времени — из авиации. Противоречие: самолёту нужны шасси для взлёта и посадки, но они мешают летать. Время полезного процесса — полёт. Решение — убирать шасси на время полёта: |
При взлёте и посадке |
В полёте |
Каноническая задача — перекрёсток. Противоречие в том, что пересекающиеся потоки должны двигаться и не должны мешать друг другу. Рабочая зона — собственно область пересечения, перекрёсток. Рабочее время — время движения каждого из потоков. Решение — в разделении потоков во времени или в пространстве: |
Во времени |
В пространстве |
Ещё несколько автодорожных примеров: |
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
При знакомстве пользователя с новым продуктом или его новыми возможностями часто возникает задача указать на незнакомые элементы интерфейса и рассказать об их работе. Часто это решается разнообразными «пузырями» с надписями и стрелками: Подсказки расшалились Но пузыри закрывают элементы интерфейса, и поэтому их стараются сделать как можно мельче. Противоречие: пузыри должны быть как можно больше (в идеале на всё окно), чтобы доходчиво объяснить поведение элемента и как можно меньше, чтобы не закрывать другие элементы интерфейса. Чтобы разрешить пространственное противоречие, ограничим время. Пусть «пузырь» будет максимального размера, когда в поле зрения появляется новый элемент и пусть «пузырь» пропадает, когда пользователь прокручивает дальше. Именно так «Тумблер» объясняет интерфейс своей ленты: Подсказка под контролем Здесь пространственное противоречие разрешено за счёт разделения во времени. Но обратите внимание, что здесь пользователь сам решает, сколько ему нужно времени, чтобы изучить элемент. Если бы подсказка исчезала по таймауту, обязательно нашлись бы люди, для которых этого времени слишком мало или слишком много. Поэтому особенно ценны все приёмы разделения времени, помогающие перейти от «среднего арифметического» к точно отмеренному. Вспомните пример всплывающих подменю Брюса Тогнаццини — проблема решена за счёт буквального описания треугольной рабочей зоны подменю. Светофор, управляемый кнопкой, переключается только тогда, когда это Ещё лучше, если человеку не приходится специально сообщать о себе и своих намерениях. Целый класс задач решается так называемым «писсуарным датчиком»: открывание дверей, включение света в подъезде и воды в кране (оставим пока в стороне низкую эффективность самих датчиков). Рано или поздно датчики движения будут внедрены в информационные дисплеи в общественных местах, чтобы завершать клиентскую сессию не по таймауту, а когда пользователь покинет рабочую зону. Из описания билетного киоска ОСМП:
Под конец хочу предложить уважаемым советчикам задачу из детской книги Г. Альтшуллера «И тут появился изобретатель». Если вы представите себе или нарисуете рабочую зону, то мгновенно её решите. Чертёж рабочей зоны будет фактически представлять собой чертёж решения:
|
P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы. |