x
 
Артём
25 июля 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Что такое динамизация?

(Часть шестая: инструмент дизайнера)


В любой системе заложено стремление к изменениям и подвижности. Это настолько сильный и универсальный закон развития, что зачастую предсказывает изменения продуктов, смысл которых заранее непонятен.

Динамизация — мощнейший интеллектуальный инструмент в арсенале дизайнера продуктов и услуг. Легко взять любой объект, представить себе его изменяемым и подумать, что из этого выйдет полезного.

Динамизация как инструмент дизайнера

Оглядитесь вокруг, посмотрите на любой «статический» предмет. Представьте, что его часть теперь может меняться, складываться или трансформироваться. Скорее всего, вы получите изобретение, которое уже существует, что лишь доказывает работу закона динамизации.

Зайдём на кухню:

Попалось на глаза Мысленно динамизируем
Швабра Меняются тряпки-щётки-насадки, складывается ручка.
Чашка Уже бывают складные чашки, можно представить себе гибкий стакан, который удобно перевозить.
Сковородка Ручка снимается для компактного хранения.
Кран мойки Шланг выдвигается для удобного доступа, кран становится гибким.
Плитка на стене Умеет менять цвет за счёт применения «умных» материалов

Теперь взглянем на домашний экран телефона. Иконка календарика меняется каждый день и показывает именно сегодняшнюю, а не набранную дизайнером в Фотошопе дату, — это тоже динамизация. В определённый момент ожила иконка часов. Но закон применим к любой иконке — можно предсказать динамизацию иконок компаса, акций и погоды:

Динамизированы не только иконки, но и подписи к ним

С ходом прогресса любая константа становится переменной: помол в кофемолке становится регулируемым, текстовый редактор получает изменяемые шрифты, логотип меняет цвета и компоновку.

  • В дорожном движении

    Ограничение скорости на дорожном знаке становится переменным. Знак парковки показывает количество свободных мест. И конечно, уже десятилетия реверсивному движению, которое невозможно без динамических знаков.

Клавиатура меняет функции и изображения на клавишах:

Идеально, если такая переменная сама подстраивается под режим работы. Например, парктроник снижает громкость музыки при приближении к препятствию. Подсветка клавиатуры меняется в зависимости от внешнего освещения. Климат-контроль автоматически регулирует мощность кондиционера, чтобы поддержать требуемую температуру. Автопилот корректирует тягу, тангаж и курс.

Кстати, вовсе необязательно для автоподстройки использовать «электронные мозги» — результата можно добиться почти бесплатно:

  • В тризе

    «В трубе, по которой движется газ, установлена поворотная заслонка. Иногда температура газа неконтролируемо меняется (повышается на 20-30 °С). С повышением температуры уменьшается плотность газа, падает количество газа, проходящего через трубу в единицу времени. Нужно обеспечить постоянный расход газа для каждого угла поворота заслонки».

    Решение: «Использовать для саморегулирования тепловое расширение. Но тепловое расширение характеризуется малым изменением размеров при сравнительно больших перепадах температуры. Выгоднее использовать биметаллические пластины, способные значительно значительно менять изгиб даже при небольших колебаниях температуры».

    Г. Альтшуллер. Найти идею

Дизайнер, развивающий продукт в течение нескольких лет, задаёт себе вопрос — какие его части или функции можно сделать изменяемыми? Посмотрим, как действует главный дизайнер последних 15 лет — компания Эпл.

Эпл использует динамизацию, чтобы добавлять «фичи» в новых версиях продуктов и создавать информационный повод. В Айфоне есть фотографии. Как сделать фотографию изменяемой? Или вообще «оживить»?

Получается «лайвфото» — живая фотография:

Часто вся новизна продукта сводится к таким микроулучшениям, получающим красивые рекламные названия.

Параллельно основным продуктам Эпл вводит линейки моделей с вариациями размеров экрана:

Маркетинговая динамизация — Айпад-мини, Айпад и Айпад-про

…и цветов:

У Айфона 5С даже фон экрана подстраивался под цвет корпуса

Может быть, не только части, но и главное предназначение продукта можно сделать изменяемым? Конечно, ровно это в Эпле проделали с мобильным телефоном в 2007 году — помните тот самый «революционный телефон, интернет-девайс и айпод» из прошлого совета? А затем расширили его функциональность до бесконечности, введя магазин приложений.

В 2014 году бюро открыло Школу стажёров с программой подготовки дизайнеров. Когда через год мы открыли Школу редакторов, для многих это оказалось шоком. Программа обучения, принципы работы и даже дизайн страницы с описанием оказались очень похожи на Школу дизайнеров:


И немудрено — у школы динамизировалось предназначение, но на системном уровне она осталась прежней. Программа первой ступени общая у обеих школ, вторая ступень — подстраивается под профессию, а на третьей ступени, как и раньше, предполагается индивидуальная работа с преподавателями.

Мы потратили минимум ресурсов на изменение продукта для динамизации его предназначения. Как это стало возможно?

Профессии, связанные с разработкой продуктов, сайтов и приложений, имеют общую базу. Современный дизайнер не может не разбираться в принципах редактуры и управления, а современный редактор — в вёрстке и интерфейсах. Будущий профессионал сначала разбирается во всех дисциплинах, а затем специализируется на своей части продукта. Если бы на самом деле всё обстояло иначе, то Школа редакторов прослыла бы надувательством, а студенты не оставили бы положительных отзывов.

Динамизация как инструмент дизайнера:

Сделать постоянное переменным

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Сергей Педан
25 июля 2016

Кажется, «динамизация» — одно из преимуществ патерна «композиция». Сначала швабра была монолитом, а потом мы начали рассматривать её как два компонента — древко и перекладину. Теперь можно встраивать блютус в один компонент и табло с погодой во второй. И отдельно покрыть их юнит-тестами.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что там дальше с решением задач? 7 Что такое динамизация? Часть пятая 4 Что такое динамизация? Часть четвёртая Что такое динамизация? Часть третья




Недавно всплыло

Реальность данных. Бизнес-кейс 2 3 Всё просто 2 О тексте как базовом элементе 6