x
 
Артём
22 августа 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите об управляемости.

(Часть первая: управляющий и управляемый)


В 2004-м году мы с Ромой Воронежским работали над дизайном очередной версии прогноза погоды на Яндексе. В какой-то момент Рома придумал кодировать температуру цветовой шкалой — у каждого дня свой тёплый или холодный цвет, соответствующий погоде. А чтобы объяснить принцип пользователю, я нарисовал эту шкалу в левом верхнем углу:


Специальная отметка указывала на текущую температуру:


Каждый раз, когда Рома видел эту шкалу, он говорил мне, что она похожа на ползунок и ему хочется её подвигать. Я удивлялся, зачем двигать температуру? Да и как её можно изменить?

Эта история так и осталась бы рассказом о неудачно нарисованном элементе интерфейса, если бы не удивительное продолжение. Пару лет спустя я обнаружил на Яндексе вот такой элемент:

  • Введение
  • Управлять

Пусть и в шутку, Яндекс дал пользователям выбирать погоду. «Сделать в шутку» — мощный дизайнерский приём. Но для меня тогда более важным стало открытие, что стремление человека к управлению безгранично, а управляемым можно сделать любой объект.


Пришло время рассказать о четвёртом фундаментальном законе — повышения управляемости. Человек стремится превращать неуправляемый хаос в управляемый порядок. Поэтому постоянно повышает управляемость своих систем, технологий и продуктов.

Чтобы обсуждать повышение управляемости, нужно сначала разобраться, что такое управление. Для этого придётся «начертить пару формул».

Простейшая схема управления выглядит так:

 Управляющий  Управляемый 

Правую часть схемы можно выразить словами:

Управляющий воздействует на управляемого, поэтому управляемый выполняет или повышает своё полезное действие

В роли управляемого и управляющего выступают объект, система, организация, человек или продукт.

Было

Моряк крутит ручку лебёдки, поэтому механическая лебёдка поднимает фал с парусом

Эффективность управления можно повысить, например, заменой трудно управляемого механического механизма электрическим приводом:

Фал — снасть для подъёма и спуска парусов

Стало

Моряк нажимает на кнопочку, поэтому электромотор лебёдки поднимает фал с парусом

При этом изменится и взаимодействие между управляющим и управляемым: раньше управляющий передавал свою механическую энергию, а теперь только управляющий сигнал — информацию. Источником энергии служит генератор двигателя лодки.

Что изменилось? Система была проще — человек через лебёдку натягивал трос. Теперь система усложнилась: в ней появился дополнительный источник энергии, лебёдка получила электропривод и простейший контур управления — две кнопки включения для разных скоростей вращения. Парус поднимается без усилий человека с заданной скоростью — повысилась управляемость системы.

Посмотрим на левую часть первой формулы. У управляющего тоже есть свои источники энергии, мотивации и информации, которые помогают ему управлять.

Моряк хочет добраться до пункта назначения, поэтому следит за курсом, направлением и силой ветра, положением парусов

При подъёме паруса, например грота — своя мотивация и источники информации:

Моряк хочет поднять парус без затруднений, поэтому в процессе подъёма следит, чтобы лодка шла против ветра, гик не отклонялся в сторону, а парус не зацепился за ванты

Чтобы управлять, во-первых, объект должен поддаваться управлению, во-вторых, у управляющего должны быть способы получить информацию, принять и передать управляющее решение.

Поэтому в следующих советах мы сначала разберём, как дизайнер делает объект управляемым, а затем — как помогает им управлять. Сначала об управляемом, потом об управляющем.

Жирным шрифтом обозначена подсистема с собственным источником энергии

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Валерия Панина
22 августа 2016

Насчёт «сделать в шутку»: в детстве не признавала игрушечные шкафчики и машинки, у которых не выдвигались ящики и не открывались дверцы :-)


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите об управляемости: инструмент дизайнера Расскажите об управляемости: экосистема 1 Расскажите об управляемости: самоуправление Расскажите об управляемости: интерфейс




Недавно всплыло

Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 1 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1