А. Г. |
Дизайнеру мало знать общие законы и приёмы, он должен хорошо разбираться в своём домене — промышленном, графическом, шрифтовом, интерфейсном дизайне. Эти знания не Эффекты гештальтаГрафические и информационные дизайнеры пользуются эффектами гештальта — психологии восприятия — для управления вниманием: 1. Эффект массы. Массивные элементы привлекают внимание раньше прочих. Расписание железной дороги содержит тысячи элементов, но мы сразу замечаем крупный заголовок и выделенные чёрными плашками часы в группах: 2. Эффект близости. Расположенные рядом элементы кажутся связанными. Группы поездов отделены друг от друга расстоянием, а символы дней действия каждой группы и типа их поезда однозначно относятся к времени отправления и номеру поезда: 3. Эффект обрамления. Элементы в общем замкнутом пространстве кажутся связанными. В настоящем расписании для экономии места расстояние между поездами сокращено, зато каждая группа обрамлена линейками: Эффекты гештальта использует модульная вёрстка, которой посвящена книга «Типографика и вёрстка». Прямоугольные модули необязательно окружают линейками, они очерчиваются краями собственных якорных — то есть массивных — объектов и границами текста и иллюстраций соседних модулей. 4. Эффект схожести. Элементы со схожими признаками кажутся связанными. Все конечные станции выделены жирным шрифтом. Соответственно, промежуточные станции тоже выглядят одинаково: 5. Эффект контраста. Элемент, резко отличающийся от окружения, особенно заметен. Междугородние экспрессы «Интерсити» выделены красным цветом и бросаются в глаза независимо от своего места: |
|
|||||||
Эффекты ожиданияЗив Кармон и Даниэль Канеман опубликовали в 1996 году результаты исследования восприятия людьми ожидания в очередях, которое провели в Университете Калифорнии в Беркли. Очередь — оборотная сторона систем массового обслуживания, которая сильно влияет на настроение потребителей. Поэтому эффекты ожидания интересны не только учёным, но и бизнесменам. Ожидание неприятно само по себе. Когда люди бездействуют, их ощущение времени растягивается. И наоборот:
Неизвестность психологически удлиняет ожидание. Но ощущением можно управлять:
Индикаторы текущего этажа в лифтах делают ожидание предсказуемым. Так же работают секундомеры на светофорах — даже при длительных интервалах водители спокойны и не сигналят, пока ждут зелёного света. Ещё один эффект восприятия: длинная быстрая очередь кажется «дольше» короткой медленной. Поэтому Диснейленд пускает очереди змейкой и кругами вокруг зданий, чтобы скрыть их настоящую длину. |
|
|||||||
Эффекты выбораШина Айенгар исследовала в Университете штата Колумбии стремление людей выбирать и управлять на примере ассортимента варенья. Покупателям магазина предложили выбрать и купить варенье из малого или большого ассортимента (6 или 24 вида варенья соответственно). В первом случае 40% людей остановились и попробовали варенье из нескольких банок, а во втором случае их было уже 60%. Но в первом случае из всех попробовавших людей 30% сделали суммарно 12 покупок, а во втором 3% сделали 2 покупки. 1. Эффект стремления к выбору: большой выбор привлекает людей, создаёт у них ощущение управляемости. Сопутствующий контрэффект — отсутствие дефицита снижает мотивацию. Когда выбор слишком большой, мы не выбираем.
2. Эффект социального доказательства, или стадное чувство: люди считают поведение группы других людей правильным.
Все механизмы «лайков», рейтингов и оценок используют эффект социального доказательства. 3. Эффект авторитета: люди доверяют мнению «вожаков» — людей, завоевавших их авторитет. Появился эволюционно среди социальных животных и людей. Авторитет может быть заслужен профессионализмом, мастерством, силой, искусством или просто появлением на экране телевизора. Именно поэтому политики стараются получить поддержку популярных актёров, а издатели книг — положительные отзывы известных экспертов. Для доверия необязательно явное доминирование, иногда достаточно, чтобы мнение прозвучало от «своих». На этом основан механизм «шаринга» и любые вирусные эффекты. Люди охотнее переходят по ссылкам от знакомых, а потом делятся ими сами, чтобы поднять собственный авторитет. Этим же социальным эффектом пользуются вымогатели, пользующиеся взломанными аккаунтами. Бюро проектировало интерфейс сервиса « Нас вдохновил эксперимент с вареньем. Большой ассортимент привлекает людей, но при этом лишь небольшая их часть
При желании пользователь «полистал» бы остальные предложения в стопках на второстепенных страницах — и для ощущения выбора очень важно было показать, что они есть. В реальном проекте выжили Эффект дефицита тоже задействован: помечаются рейсы, на которых осталось лишь несколько мест. Эффекты привычек и вознагражденияЭффект, известный нейрофизиологам — вознаграждение закрепляет привычки. Этим пользуются дизайнеры продуктов, чтобы привязать к себе пользователей:
Непредсказуемость награды усиливает желание действовать. Именно поэтому ожидание в очереди воспринимается, как тягостное и вынужденное бездействие. Ведь предвкушение новых удовольствий заставляет людей двигаться, даже если их действия иррациональны и невыгодны:
Фейсбук — работоспособная система, привязывающая к себе и управляющая вниманием людей с помощью эффектов человеческой природы. В отличие от физических, химических, оптических и геометрических эффектов, эффекты поведения людей описаны неточно. Пока попытки напрямую связать прикладной дизайн со словами «нейромедиатор» и «дофамин» квазинаучны. За последние сто лет наука дала проектировщикам интерфейса лишь несколько обобщённых закономерностей: закон Фиттса, неизбежность формирования привычек и жестов, участие награды и наказания в мотивации. Но даже самый «математический» интерфейсный закон Фиттса — всего лишь упрощённая одномерная модель. Остальные закономерности не имеют применимых в дизайнерской практике точных научных моделей. Но мы накапливаем и используем знания о характерных исследованиях и закономерностях (эксперимент с вареньем, поведение в очередях, социальное доказательство, значение авторитета, непреодолимое формирование привычек). Целый пласт дизайнерских приёмов существует только в отношении человека: Человек изобрёл ловчие ямы задолго, а часы с маятником — незадолго до того, как Ньютон открыл закон всемирного тяготения. В дизайне спецэффекты часто используются до того, как наука их строго описала. |
Шина Айенгар. Когда выбор демотивирует ПДФ |
P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы. |