|
Алексей Михайлов
11 января 2017
|
Мы знаем, что человек, а особенно пятилетний ребенок — слабоуправляемый элемент систем. Нужно добавить энергию — интерес. Воспитателю следует работать с интересом детей и лучше всего — влиять на внимание ребенка. Детям сложно переносить скуку, им надоедает рутина быта детсада и они начинают развлекать себя самостоятельно, поэтому неуправляемо: галдеть, возиться и носиться по кругу. Именно в такие пиковые моменты воспитатель отступает от рутинных процессов и работает со вниманием детей, вызывает интерес.
Как вызвать интерес: 1. Разделить беспокойную группу детей на меньшие группы, каждая из которых будет легче управляться, ведь беспокойная группа потеряет движущую силу — своё единство. Ввести капитанов в группе, они будут помогать порядку, так как на них теперь ляжет ответственность.
Каждую группу можно занять простыми делами и играми, и уже после восстановления контроля начать готовиться к запланированным программой заданиям: начать сборы на прогулку, провести репетицию песни.
Принцип: видоизменить элемент. Мы видоизменили группу, разделив на количественно меньшие и более управляемые группы.
2. Надеть бескозырки и «свистать всех наверх» в корабль на детской площадке. Так дети охотнее оденутся на прогулку, получая долгожданную бескозырку. Принцип: добавить элемент. Мы добавили элементы, которые вызовут интерес и повысят управляемость.
3. Попросить другого воспитателя или сотрудника сада переодеться в один из имеющихся костюмов для праздников. Это привлечет внимание и заставит действовать по придуманному сценарию. Например, переодеться в бременского музыканта и отрепетировать с детьми песенку.
Принцип: добавить взаимодействие. Мы добавили персонаж, с которым дети взаимодействуют и выполняют задуманный сценарий с интересом.
4. Сводить детей в более управляемую в этот момент (например, старшую) группу и показать пример, вызвать соревновательный дух.
Принцип: усложнить формулу. Мы сфокусируем внимание детей нашей группы, показав, как старательно соседняя группа репетирует песню. Так соседняя группа будет больше стараться, показывая пример, а нашей группе будет интереснее выполнить такое же задание, соревнуясь в успехах с соседней группой. Формула усложнилась удвоением детей, но стала более управляемой благодаря работающей системе соревнований.
5. Использовать диаграмму с наклейками. Этот инструмент сформулировал детский психолог Найджел Латта, скорее, для работы со вниманием ребёнка дома, но его легко применить и к группе:
Огромное преимущество диаграммы с наклейками заключается в том, что она представляет чёткую структуру, которой можно придерживаться при выработке хорошего поведения. При правильном использовании она не только даст детям необходимые стимулы для хорошего поведения, но и поможет вам назначить подходящее наказание для плохого поведения.
День делится на семь двухчасовых блоков, примерно таких: Привели в сад — 8:00 8:00 — 10:00 10:00 — полдень Полдень — 14:00 14:00 — 16:00 16:00 — 18:00 18:00 — забрали домой
Если поведение ребенка было хорошим, в конце каждого двухчасового периода он получает красивую наклейку. Если ребёнок вёл себя нехорошо, то он получает грустную рожицу, а за ужасное поведение получает крестик. Будьте как можно более последовательными. Всегда отмечайте хорошее поведение наклейками, а плохое поведение — рожицами и крестиками. Если ребёнок получил пять из семи наклеек за день, то он получает жетон. Если он получает хотя бы один крестик за день, то жетон ему не дают. Жетоны можно накапливать и «тратить» на разные награды. Например, за один жетон можно достать редкие игрушки из резерва, которые обычно прячут в шкафу для праздников или выдать внеочередной вкусный десерт. Придумывайте награды за жетоны вместе с детьми. Так можно их быстрее заинтересовать и увлечь системой, поддерживая мотивацию на высоком уровне. Если ребёнок заслужил жетон, то отнимать его уже нельзя. Что заслужено, то заслужено, вне зависимости от последующего поведения.
Жетоны, как и наклейки, должны быть чем-то привлекательным и интересным. Например, в качестве жетонов можно использовать маленькие колокольчики, которые продаются в магазинах «Всё для дома». Они не только выглядят потрясающе, но и очень громко звенят. Важно в конце каждого двухчасового периода подходить вместе с ребёнком к диаграмме и устраивать из передачи наклейки целое событие. То же самое касается и выдачи жетона в конце дня. Для детей колокольчики — это настоящее волшебство, они обожают такие награды.
Обещание награды станет неплохим стимулом для того, чтобы дети повели себя так, как нужно. Вместо того чтобы говорить: «Миша, я тебе пятый раз повторяю — немедленно убери разбросанные игрушки!» — скажите: «Миша, если ты не уберешь игрушки к тому времени, как я вернусь, ты не получишь наклейку».
Заодно можно попытаться пресечь дальнейшее ухудшение поведения в течение дня: «Миша, у тебя уже две грустные рожицы. Если хочешь получить колокольчик, веди себя весь оставшийся день хорошо. Ведь тебе не хватает всего одного колокольчика до получения грушки из волшебного шкафа». Обещание жетона поможет ребенку понять, что он подошел к опасной черте и что в его же собственных интересах исправиться.
Система наклеек и жетонов увлечет детей и послужит им дополнительным стимулом для перемены поведения. В причудливом мире детей обещание жетона — вполне достаточный повод для того, чтобы поставить ботинки на полку.
Принцип: использовать спецэффекты. Мы использовали осязаемые инструменты и атрибуты, а также знания о психологии и механике поведения детей, чтобы вызвать интерес и получить возможность сфокусировать внимание детей на запланированных заданиях.
Артём, уважаемые советчики, что скажете о перечисленных мной решениях и связях с патернами и принципами, изучаемыми в серии советов об управляемости? Где именно я был неточен или, возможно, даже наивен?
|
|
|
|