Илья Бирман |
Мы обсудили, что сложность создания транспортных схем — в отсутствии алгоритма. Поскольку задача не типовая, нельзя описать последовательность шагов, в результате которых получается хорошо. Новичку кажется, что сначала надо соединить станции линиями как можно более простым образом, а потом подписать. Мои первые попытки расставить станции московского метро (2006 год): |
Кто рисует схему первый раз, ставит изгибы линий на станциях — они кажутся подходящими опорными точками. Это ошибка: изгибы всегда следует делать за пределами станций — так глазу легче следить за линией, особенно если человек плохо различает цвета. Но ещё важнее, что тут подписи некуда ставить — Дополнительная сложность связана с особенностью советских метрополитенов — у станций разные названия на разных линиях. Я соединял узлы, а не отдельные платформы, чтобы геометрия была проще для восприятия, но платил за этого необходимостью вывешивать списки названий на станциях пересадок. Когда понадобилось добавить латиницу, стало ещё хуже: Понадобились огромные плашки, и линии за ними было почти не видно. Попытка расставить подписи с разных сторон от станций: Соединить и подписать — не вариант. Тогда, может, стоит сначала расставить и подписать сами станции, а уже потом соединить их линиями, не залезая в текст? Тогда точно все надписи поместятся. Но так тоже не работает. Если у станций по несколько названий и показать их нужно на двух языках, получается вообще вот так: Ну или поплавнее: В проекте «Перезагрузка» в целом неплохая геометрия (помогло то, что у станций по одному названию): |
|
Но изгиб около Третьяковской мне понадобился только для того, чтобы было куда поставить надписи, да и вообще, зелёная линия в этом месте слишком виляет. В изгибании линий ради влезания текста нет ничего страшного — это делают на любой хорошей схеме. Но это не должно быть заметно зрителю. Схема должна выглядеть так, как будто бы только так и могло быть, как будто в другие места и невозможно было поставить всё. Так что подписать и соединить — тоже не вариант. В реальности всегда получается поиск перебором: соединяешь, подписываешь, пересоединяешь, переподписываешь. После многих попыток появляется интуиция относительно конкретного фрагмента конкретной схемы — лучше знаешь, куда копать, какие варианты пробовать, а какие можно пропустить, потому что они бесплодны. Но иногда эта интуиция подводит, и правильный ответ оказывается как раз в той стороне, куда сначала решил не ходить. Пример — в следующий раз. |
Перезагрузка московского метро |