x
 
Антон Карпов
15 августа 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

В чём сложность создания схемы метро? Почему нельзя это автоматизировать?

Часть вторая.


Мы обсудили, что сложность создания транспортных схем — в отсутствии алгоритма. Поскольку задача не типовая, нельзя описать последовательность шагов, в результате которых получается хорошо.

Новичку кажется, что сначала надо соединить станции линиями как можно более простым образом, а потом подписать. Мои первые попытки расставить станции московского метро (2006 год):

Кто рисует схему первый раз, ставит изгибы линий на станциях — они кажутся подходящими опорными точками. Это ошибка: изгибы всегда следует делать за пределами станций — так глазу легче следить за линией, особенно если человек плохо различает цвета.

Но ещё важнее, что тут подписи некуда ставить — линии-то прошли как им прошлось, места под текст никто не предусмотрел, его пришлось делать очень мелким.

Дополнительная сложность связана с особенностью советских метрополитенов — у станций разные названия на разных линиях. Я соединял узлы, а не отдельные платформы, чтобы геометрия была проще для восприятия, но платил за этого необходимостью вывешивать списки названий на станциях пересадок.

Когда понадобилось добавить латиницу, стало ещё хуже:




Понадобились огромные плашки, и линии за ними было почти не видно. Попытка расставить подписи с разных сторон от станций:




Соединить и подписать — не вариант.

Тогда, может, стоит сначала расставить и подписать сами станции, а уже потом соединить их линиями, не залезая в текст? Тогда точно все надписи поместятся.

Но так тоже не работает. Если у станций по несколько названий и показать их нужно на двух языках, получается вообще вот так:




Ну или поплавнее:




В проекте «Перезагрузка» в целом неплохая геометрия (помогло то, что у станций по одному названию):

Чёрно-белые схемы и проблемы дальтоников

Но изгиб около Третьяковской мне понадобился только для того, чтобы было куда поставить надписи, да и вообще, зелёная линия в этом месте слишком виляет.

В изгибании линий ради влезания текста нет ничего страшного — это делают на любой хорошей схеме. Но это не должно быть заметно зрителю. Схема должна выглядеть так, как будто бы только так и могло быть, как будто в другие места и невозможно было поставить всё.

Так что подписать и соединить — тоже не вариант.

В реальности всегда получается поиск перебором: соединяешь, подписываешь, пересоединяешь, переподписываешь. После многих попыток появляется интуиция относительно конкретного фрагмента конкретной схемы — лучше знаешь, куда копать, какие варианты пробовать, а какие можно пропустить, потому что они бесплодны. Но иногда эта интуиция подводит, и правильный ответ оказывается как раз в той стороне, куда сначала решил не ходить. Пример — в следующий раз.

Перезагрузка московского метро

P. S. Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

10 7 1 3