x
 
Артём
23 октября 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Что такое горизонтальное и вертикальное развитие продуктов?


Любая работоспособная система, созданная природой или человеком, состоит из подсистем и сама, в свою очередь, является частью надсистемы.

Сфера влияния человека пока ограничена планетой. На верхнем уровне действует энергетическая, агропромышленная, производственная, спутниковая, транспортная, экономическая и другие глобальные системы Земли. Эти системы не созданы отдельными людьми, это результат мировой истории и технического прогресса. Они состоят из подсистем-кластеров: энергетики углеводородов, экономики континентов и сверхдержав, производства и сельского хозяйства регионов.

Нижний уровень влияния человека пока ограничен молекулами — в промышленной химии и нанотехнологиях, атомами и электронами — в энергетике и электронике, элементарными частицами — только в научных экспериментах.

Между этими границами — практически бесконечное количество промежуточных уровней и подсистем.

  • Прогресс идёт одновременно на всех уровнях в трёх направлениях:
  • В горизонтальном: эволюционно — системы появляются, развиваются и отмирают; революционно — появляются принципиально новые системы для тех же задач. В двадцатом веке появилась и бурно развивалась авиация. В сентябре 2017 Элон Маск предложил идею нового вида земного транспорта — космические ракеты.
  • Вверх: эволюционно — системы объединяются в надсистему; революционно — создаётся новый верхний уровень. Учёные предсказывают появление глобального искусственного сверхинтеллекта. Когда-нибудь человечество колонизирует Марс, или, может быть, даже перейдёт к цивилизации II типа.
  • Вниз: эволюционно — у систем появляются, улучшаются или заменяются подсистемы; революционно — та же задача решается на новом подуровне. Человечество глобально продвинется на уровень вниз, когда появится отрасль квантовой информатики.

Отдельные компании тоже работают на нескольких уровнях. Компания создаёт продукт:

Продукт

Это базовый уровень. Компания улучшает отдельные части продукта, выпускает дополнительные аксессуары. Совершенствует технологии. Это подуровни продукта.

Продукт

Аксессуары

Запчасти

Функции

Технологии

Продукт разделяется на ценовую линейку — попроще и подороже. Иногда компании удаётся создать целую экосистему дополняющих друг друга продуктов — это надуровни. Ещё реже компании влияют на отрасль, создают новые рынки для других компаний.

Отрасль

Экосистема

Линейка

Продукт

Аксессуары

Запчасти

Функции

Технологии

Получается, что даже отдельная компания имеет дело с целой иерархией систем и должна не только поддерживать их работоспособность, но и развивать.

Каждый момент времени продукт на каждом уровне может пойти в одном из направлений: вперёд, вверх или вниз, а иногда и назад — и это необязательно плохо.

Горизонтально

Начнём с горизонтального движения. Из нерешённой проблемы или полезной идеи появляется минимальный работоспособный продукт:

Недоформула → Простая формула

Например, в один прекрасный день появляются автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, Айпод, Айфон и Фейсбук. А также курсы бюро о дизайне, редактуре и управлении.

Система развивается и усложняется. Например, в ней повышается управляемость за счёт добавления подчинённой или параллельной формулы:

Простая формула → Сложная формула

Автомобиль становится гибридным — одновременно с двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем. На Фейсбуке к ленте друзей добавляются личные сообщения.

На курсах бюро появляется возможность дистанционного участия — горизонтальная линия их развития на этом пока остановилась. Дальше будем фантазировать.

На следующем шаге продукт может качественно измениться. Например, в нём кардинально меняются элементы или их взаимодействие. Базовая функция сохраняется, но становится гораздо эффективнее.

Сложная формула → Новая формула

Автомобиль становится электрическим, механическое колесо на Айподе заменяется на сенсорный экран Айпод Тач.

Cледующая версия курсов бюро гипотетически становится полностью дистанционной. Почему нет?

Новая формула может быть динамизирована, то есть в ней появляются изменяемые элементы или взаимодействия:

Новая формула → Динамизированная формула

Автомобиль становится трансформером, скажем, из купе в кабриолет или из минивена в грузовик. На Айподе и Айфоне появляются приложения сторонних разработчиков, продукты становятся мультифункциональными.

Курсы бюро начинают адаптироваться к уровню каждого участника.

Эффективность продукта может быть повышена использованием физических, химических, физиологических и психологических эффектов:

Динамизированная формула → Формула с эффектами

В какой-то момент лента публикаций друзей в Фейсбуке из хронологической превратилась в алгоритмическую и задействовала на полную катушку психологические эффекты. Создатели системы стали определять, что и в каком порядке показать пользователям. Пользователи стали чаще возвращаться к ленте и проводить в ней больше времени.

Электроавтомобили могут в какой-то момент научиться использовать эффект электромагнитной индукции для беспроводной зарядки на ходу.

Курсы бюро начинают применять новые способы мотивации участников.

Айфон уже научился заряжаться без проводов. А в будущем, например, научится изгибаться или давать тактильную обратную связь.

Дальше в продукте может совершенствоваться управление. Например, он станет самоуправляемым:

Формула с эффектами → Формула с самоуправлением

Курсы бюро начинает вести компьютерный преподаватель. Автомобиль ездит без водителя. Айфон получает голосовой интерфейс. Или заглянем дальше в будущее — операционную систему Нейро-АйОС с искусственным интеллектом.

А может ли продукт развиваться не вперёд, а назад? Конечно.

Упрощённая формула ← Сложная формула

После обычного Айпода появился Айпод Шафл — самая маленькая и дешёвая версия Айпода без экрана с простым интерфейсом.

Ради выхода в срок в продукте могут быть отключены или упрощены отдельные функции.

Я специально смешал в кучу фантастические и реальные примеры. Изменения могут быть радикальными и не очень. Любой продукт может остановиться в развитии или погибнуть, прежде чем пройдёт весь горизонтальный путь. Но горизонтальное движение продукта может остановиться и по другой причине: он начал развиваться вверх или вниз. Такая возможность есть на любом шаге.

Вертикально

Вертикальное развитие — это развитие в надсистеме или подсистеме продукта.

Шаг вниз — вместо продукта развивается его отдельная подсистема:

Продукт

Подсистема

Например, в Айфонах с индексом S дизайн и функции в целом не меняются, но улучшается производительность, параметры камеры и появляется какая-нибудь заметная техническая деталь.

Но интереснее, когда функции продукта целиком переходят на уровень ниже, в подсистему. Сам продукт со временем может потерять значение или перестать существовать.

Айпод появился за шесть лет до Айфона. А когда вышел первый Айфон, все функции Айпода уместились в одном из приложений Айфона. Оно так и называлось поначалу — «Айпод». Для владельцев Айфона сам Айпод стал бессмысленной покупкой (кроме лёгкого Айпода Шафла для занятий спортом).

Простой шаг вверх — создание общей надсистемы из двух продуктов:

Бисистема

Продукт

Фейсбук выделяет чат в отдельное предложение «Мессенджер», которое работает в паре с основным приложением Фейсбука.

Айфон превращается в линейку из двух продуктов — обычного Айфона и Айфона плюс с большим экраном. А Эпл-вотч изначально проектируется как дополнение к Айфону и пользуется его ресурсами — то есть делает шаг вверх в момент рождения.

Следующим шагом вверх может стать полисистема — система из нескольких продуктов:

Полисистема

Бисистема

Айподы и Айфоны в разное время выпускались в виде линейки продуктов от простых до дорогих.

Первый курс бюро — «Пользовательский интерфейс и представление информации». Он проводился раз в год в арендованных помещениях учебных центров. Затем появились остальные курсы в том же формате — по редактуре, переговорам, управлению. Чтобы курсы работали эффективно и проходили регулярно, мы создали для них общие подсистемы: Коворкафе с учебным классом и кофе-баром, единую оферту и систему записи участников. Курсы бюро — полисистема.

Само Коворкафе сразу появилось как полисистема: микро-офис бюро, учебный класс, коворкинг, зал для мероприятий и кофе-бар.

В определённый момент может появиться необходимость развивать не отдельный продукт или группу продуктов, а их общую надсистему:

Надсистема

Полисистема

Эпл развивает не только Айфон и Айпад как продукты, но и их общие надсистемы: АйОС и магазин приложений Апстор.

Оплата продуктов бюро организована не лучшим образом. В большинстве продуктов используется общая надсистема — Бюросфера, позволяющая платить банковской картой. Но при этом требуется предварительная регистрация. А курсы не связаны с Бюросферой и их до сих пор нельзя оплачивать картой. Логичный будущий шаг вверх: изменение универсального сценария оплаты для всех продуктов и подключение к этому сценарию курсов.

Иногда надсистема может превратиться в самостоятельный продукт. Короткие курсы бюро легли в основу видеолекций и текстовых материалов первой ступени Школы стажёров — долгосрочной образовательной программы бюро. А предметы и тесты самой школы послужили исходным материалом для наших электронных учебников.

Возможен и резкий скачок функции в надсистему, когда функция целиком переходит на другой продукт и реализуется иначе. Например, функции экранов телефонов и часов когда-нибудь перейдут на другие устройства — очки, линзы, проекции или голограммы.

Шаг ещё выше — линейки продуктов составляют и развивают экосистему:

Экосистема

Hадсистема

Эпл не только развивает свои продукты, но и вкладывает ресурсы в экосистему разработчиков приложений и производителей электроники: языки, интерфейсы и среду программирования, магазины приложений, образовательные мероприятия и конференции.

Матрица системы

В каждый момент времени продукт может двигаться вперёд и назад, вверх и вниз. Увидеть возможные направления развития продукта и принять решение помогает двухмерная карта, которую мы называем в бюро «матрицей продукта» или «матрицей системы». Её полезно составлять для долгосрочных планов.

Матрица продукта анализирует продукт со всех сторон. Заполненные ячейки «прошлого» — до появления продукта — помогают лучше сформулировать его настоящую пользу. А ячейки «будущего» — увидеть потенциал линейки продуктов, аксессуаров или дополнительных сервисов.

Поскольку пользователи продукта всегда выступают частью работоспособной системы, их тоже стоит включить в анализ. Например, в матрице анализа музея будут присутствовать не только залы и экспонаты, но и посетители и их надсистемы — семья с детьми и экскурсионная группа.

Уровни выше компании — отрасль, рынок — тоже должны попасть в матрицу. Это поможет понять глобальную роль компании.

Матрица платёжного сервиса «Пэй-ап», составленная на мероприятии с клиентом

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о дизайне продуктов, работоспособных системах, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.


Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Задумался, как сделать такие ключи, чтобы наощупь было понятно, какой от какого замка 27 Расскажите об эволюции и революции продуктов: стратегии Расскажите об эволюции и революции продуктов: опасности Расскажите о переходе к би- и полисистеме




Недавно всплыло

2 1 На основе ролика о распознавании инсульта создан плакат. Вторая часть 1 6