Илья Бирман |
В идеале формат определяется самой схемой: её проектируют из соображений читаемости и информативности, а уже потом подбирают подходящий формат. Но если делать схему на бесконечном холсте, а потом вырезать прямоугольник вокруг, будет видно, что схема «ничего не знает» о своём формате. По мере того, как схема обретает форму, имеет смысл определиться и с форматом. После этого к схеме уже стоит относиться не как к картинке в вакууме, а как к плакату, и думать о вёрстке соответствующим образом. Так схема сама начнёт приобретать форму прямоугольника. |
|
Помимо самой схемы, на формате может понадобиться заголовок, список линий и обозначений, указатель станций, режим работы, телефон транспортного ведомства — эти элементы помогут занять углы. Сравните мои схемы московского метро 2013 и 2016 годов: |
|
Старая схема не имеет формата, а новая — имеет. |
Мы пишем по горизонтали, и подписи, составляющие значительное содержание схемы, всё время стремятся сделать схему шире. Но вертикальные списки станций удобнее читать, поэтому концы линий лучше направить вертикально и подписать в столбик, даже если это сильно противоречит географии. Кроме того, вертикальный плакат всегда смотрится бодрее горизонтального. Но это всё если мы свободны в выборе формата. О том, что делать, если среда накладывает ограничения — в следующий раз. |