x
 
Артём
26 июня 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите об управляемости.

(Часть семнадцатая: экосистема)


Управляющий отделяется от управляемого и между ними появляется интерфейс — это одна закономерность. Управляемые стремятся к самоуправлению — это другая. Дальше появляются системы, в которых субъекты и объекты выборочно взаимодействуют и даже меняются ролями.

  • В компьютере

    Шина в компьютере — общая подсистема, передающая данные и управляющие сигналы между его устройствами. Обычные интерфейсы соединяют два устройства, а к шине можно подключить несколько устройств с разными и функциями и производительностью: процессор, память, видеокарта, монитор, клавиатура, мышь.

Благодаря шине управляющие и управляемые устройства объединяются в систему и управляют друг другом. Когда идея шины вышла за пределы одного компьютера, появились компьютерные сети и системы распределённых вычислений. В них компьютер выступает и качестве устройства управления, и в качестве устройства исполнения — иногда одновременно.

  • В интернете

    Торрент (англ. BitTorrent — поток битов) — распределённый сетевой протокол для обмена файлами между отдельными компьютерами. Каждый торрент-клиент скачивает файл по частям одновременно из разных источников — от других торрент-клиентов. Получив хотя бы часть, он оповещает и сам становится источником для других клиентов. Таким образом за счёт избыточности данных снижается нагрузка и критичность каждого клиента-источника.

Системы «умного дома» не связаны жёстко друг с другом. Системы освещения, отопления, сантехника, охранной и пожарной сигнализации работают независимо, но могут быть «аранжированы» по бытовым сценариям: хозяин приехал с работы, готовит еду, готовится ко сну, лёг спать, проснулся, позавтракал, уехал на работу.

  • Дома

    Каждый обогреватель «Нобо» настраивается независимо и оборудован собственным термостатом. Это система с обратной связью — он реагирует на изменения и автоматически поддерживает заданную температуру. Но если купить управляющее устройство и зарегистрировать в нём все обогреватели в доме, они начинают работать вместе: например переходить в режим энергосбережения по расписанию или по команде.

По мере прогресса технические системы всё более начинают напоминать природные.

В колонии пчёл несколько десятков тысяч рабочих пчёл, несколько сотен трутней и только одна матка, кроме периодов роения и смены матки. Главная функция матки, как единственной развитой самки в улье — размножение.

Вторая функция — выработка феромонов, которые служат социальным «клеем» — объединяют колонию пчёл:

  • В улье

    Под влиянием феромонов матки рабочие пчёлы непрерывно кормят её специальным маточным молочком и ухаживают за ней, выращивают личинок, строят соты, поддерживают температуру. Феромоны матки управляют ульем.

    Но как только матка перестаёт вырабатывать феромоны нужного качества, рабочие пчёлы готовятся её вытеснить. Если они заметят, что матка постарела, заболела или неправильно кладёт яйца, они выращивают новых маток — кандидаток на замену, а затем убивают старую.

Нельзя однозначно сказать, кто кем управляет в улье — он функционирует, как единый макроорганизм. Интересы отдельных организмов подчиняются интересам макроорганизма.

Михаил Грозовский однажды спросил в «Советах», разумно ли информировать водителей об альтернативных маршрутах с помощью дополнительных элементов навигации. Я ответил Михаилу, что этот вопрос не совсем в компетенции дизайнеров навигации.

Чем больше информирован человек, тем более эффективно он действует в собственных интересах. И, на первый взгляд, заботливая навигация должна повышать эффективность отдельного водителя. Ни водители, ни дизайнеры, ни чиновники, ни гаишники не станут спорить с тем, что навигация должна быть заметной, наглядной и информативной.

С другой стороны, совокупность эффективных эгоистов действует не самым эффективным образом (иногда — самым неэффективным). Том Вандербильт в своей книге «Трафик: Почему мы так водим (и что это о нас говорит)» на абстрактных примерах показывает, как простая перемычка между двумя параллельными дорогами может создать пробку на одной из них, если водители информированы и действуют в личных интересах. И как регулировщик, насильно разделяющий поток между изолированными дорогами, сокращает среднее время в пути для этого потока.

  • В дорожном движении

    Автонавигаторы корректируют маршрут с учётом пробок, т. е. действуют эгоистично. А когда этот подход покажет свою низкую эффективность, возможно, появятся антиэгоистичные навигаторы, прокладывающие маршрут по рекомендациям сервера ГАИ. Владельцы таких устройств могли бы получать налоговые льготы и другие привилегии (например, бесплатный проезд по платным дорогам).

Таким был мой ответ в 2009 году. А пять лет спустя исследователи Массачусетского института технологий предложили концепт распределённой навигационной системы «Роадранер», работающей на автомобилях и дающей команды водителям объезжать районы, в которых уже слишком много машин.

«Роевой интеллект» — применение идеи коллективного разума и взаимного управления к роботам или чисто программным агентам:

  • Компания Сворм-технолоджи формулирует принципы систем роевого интеллекта по аналогии с общественными насекомыми:
  • осознание: каждый участник должен осознавать своё окружение и способности;
  • автономность: все участники действуют самостоятельно;
  • солидарность: участники сотрудничают и автономно ищут новые задачи после завершения предыдущих;
  • расширяемость: система допускает расширение при добавлении новых участников;
  • эластичность: система самовосстанавливается при удалении участников, оставшиеся берут на себя незаконченные дела.

В январе 2017 года Министерство обороны США продемонстрировало рой из 103 дронов Пердикс (кстати, drone — это по-английски «трутень»), выпущенных из трёх истребителей Ф-18:

«Дроны Пердикс — не заранее запрограммированные синхронизированные единицы, а коллективный организм с распределённым мозгом для принятия решения и приспособления друг к другу, как у роя в природе. Поскольку каждый Пердикс общается и взаимодействует с каждым другим Пердиксом, рой не имеет лидера и адаптируется к дронам, присоединяющимся или покидающим команду», — рассказал директор Отдела стратегических возможностей Вильям Ропер в пресс-релизе.

В природе экосистема — самодостаточное и саморегулируемое сообщество живых организмов, обменивающихся веществом и энергией в своей ограниченной среде обитания, например, в пруду, лесу или горной долине. Программы, социальные сети, мессенджеры, роботы, дроны, боты, самоуправляемые автомобили и другие продукты, созданные человеком, начнут объединятся в социально-технические экосистемы. Это будут системы, состоящие из других систем, обменивающихся информацией, взаимодействующих или управляющих друг другом, использующих ресурсы друг друга, но при этом сохраняющих самостоятельность и самоуправление.

Уменьшение пробок беспроводной системой. МИТ

Исследователи противопоставляет свой концепт другому перспективному способу борьбы с пробками: платным дорогам с изменяемыми тарифами в зависимости от времени суток или уровня транспортного потока, в которых плата за проезд снимается автоматически с помощью транспондеров.

Тарификация пробок. Министерство транспорта США

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Решение задач — дисциплина Школы руководителей. Занятия с 27 августа. Мы напишем вам, когда будет открыт набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Роман Баранов
26 июня 2017

Ходят слухи, что Яндекс уже экспериментирует с оптимальным распределением потоков водителей через свои Карты и Навигатор.

„То, что сегодня делает «Яндекс» с навигационными сервисами, очень похоже на эксперименты с моделью прогнозирования на основе больших данных. Имея на руках в режиме реального времени маршруты, проложенные водителями из центра в сторону области, «Яндекс» пытается прогнозировать возникновение дорожных заторов и перенаправлять водителей по разным маршрутам. При этом чем длиннее маршрут, тем с большей степенью вероятности «Яндекс» направит водителя через дорожные заторы, а не в объезд, считая, что при расчётном времени маршрута полтора часа лишние пять минут для пользователя роли не играют“.

http://www.content-review.com/articles/37264/


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите об управляемости: инструмент дизайнера Расскажите об управляемости: самоуправление Расскажите об управляемости: интерфейс Расскажите об управляемости: программа 2




Недавно всплыло

2 Расскажите о дизайне REST API 1 Илья, видео с переговорами прикольные, продолжайте :-) 2 1