x
 
Артём
29 мая 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите об управляемости.

(Часть пятнадцатая: интерфейс)


В совете об обратной связи мы говорили об одном из первых управляющих устройств — регуляторе Ватта. Благодаря обратной связи регулятор поддерживал постоянный ход паровой машины независимо от нагрузки:

Регулятор  Паровая машина 

Регулятор Ватта жёстко связан с паровым двигателем, это его часть. Регулятор управляет двигателем только по одному каналу, открывая и закрывая клапан подачи пара, и принимает от двигателя обратную связь по одному каналу — скорости вращения.

По мере повышения управляемости управляющий отделяется всё сильнее, при этом увеличивается количество сигналов и взаимодействий с управляемым:

Э1  Э2 

Сигналы и взаимодействия могут быть устроены сложнее, чем сами объекты. Усложнение приводит к искажениям, помехам и потере управления. Управление становится похоже на эту гравюру кукловода:

Неупорядоченное управление

Британский кукловод Томас Холден управляет своими сложными марионетками. 1879

Неминуемый шаг развития — упорядочивание и стандартизация взаимодействий между объектами. Они выделяются в самостоятельную подсистему — прослойку:

Было

Э1  Э2 

Стало

Э1  (Интерфейс)  Э2 

Множество нитей подходят к отдельным частям куклы-марионетки. Управлять ими по отдельности напрямую было бы слишком сложно. Поэтому нити соединены со специальным крестом-«вагой» или его вариациями:

Интерфейс как выделенная подсистема

Американские патенты на марионеток: 2113839A, 2509135A, 2705850A.

Это упорядоченный «интерфейс» марионетки, с которым кукловоду легче управиться.

Интерфейс — система взаимодействия других систем: человека с программой, человека с устройством, устройства с устройством, программы с программой, организации с другой организацией.

Например, стандарт «Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов» рекомендует правила оформления документов, которыми обмениваются организации и их отделы. Правила упрощают регистрацию, учёт, поиск и другие операции с документами:

  • Между организациями

    3.12. Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др. Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

    3.13. Ссылка на регистрационный номер и дату документа включает в себя регистрационный номер и дату документа, на который должен быть дан ответ.

    3.15. ‹…› Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово «Копия» перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают. При большем числе адресатов составляют список рассылки документа.

    ГОСТ Р 6.30-2003

Граница между объектами

Интерфейс создаёт чёткую границу между управляющим и управляемым. Благодаря этому эти объекты могут работать независимо.

  • В графических интерфейсах

    Техническая революция операционных систем с графическим интерфейсом в 1980-х заключалась не в появлении экранных элементов интерфейса — графические программы запускались и в МС-ДОС. Но раньше приложениям приходилось самим рисовать меню, кнопки и все элементы управления, отвечать за их логику и поведение.

    В новых операционных системах Мак ОС и Виндоус элементы управления были отделены от приложений программным интерфейсом. Приложению было достаточно «попросить» операционную систему нарисовать кнопку и продолжить заниматься своими делами. Кнопка работала сама по себе, а если пользователь нажимал на неё, уже операционная система через тот же интерфейс «сообщала» об этом приложению, чтобы приложение выполнило своё предназначение.

Материальный объект

Интерфейс часто представляют себе как набор правил взаимодействия. Но правила взаимодействия имеют физическое воплощение.

  • Азбука Морзе и двоичная система

    Вспом­ним азбу­ку Морзе. Совре­мен­ные еди­нич­ки и ноли­ки 101010 ничем не луч­ше точек и тире • — • — • —. Разни­ца в пра­ви­лах коди­ро­ва­ния сооб­ще­ний несу­ще­ствен­на в срав­не­нии с раз­ни­цей в про­пуск­ной способ­ности совре­мен­ных средств пере­да­чи инфор­ма­ции и телеграфа.

    Что же дела­ет аз­буку Мор­зе неэф­фек­тив­ной? Конеч­но, мате­ри­аль­ные сред­ства: теле­граф­ный ключ и ради­сты, кото­рым при­хо­дит­ся коди­ро­вать и рас­ко­ди­ро­вать сооб­ще­ния, пола­га­ясь на память.

    Илья Бирман. Пользовательский интерфейс

Добавление подчинённой формулы

Интерфейс всегда материален, даже если его сигналы передаются электромагнитными волнами. Это самостоятельная физическая подсистема и потому источ­ник потерь полезного действия и ресурсов. В этом неизбежное противоречие развития систем, поэтому на определённой стадии от интерфейса может быть лучше отказаться.

Предмет стандартизации

Древние римляне стандартизировали водопроводы — трубы этих водопроводов были постоянного размера. Стандартизация даёт возможность сочленять и ответвлять трубы разного диаметра:

В водопроводе

Как ни парадоксально, благодаря стандартизации, «одинаковости» интерфейса появляется возможность разнообразия и динамизации систем.

  • В бытовой технике

    До распространения стандартов электрических розеток существовали пылесосы, вентиляторы и фены, подключаемые прямо в патроны ламп — это был прообраз стандартного интерфейса.

    Благодаря стандартизации и распространению электрических розеток бытовая техника стала массовой, недорогой, безопасной и любого предназначения.

  • В электронике

    Стандарт УСБ сделал для компьютерной техники то же самое, что розетка для бытовой. Он заменил старые компьютерные порты, к которым подключались традиционные устройства: клавиатура, мышь, принтер, джойстик, и стимулировал разработку новых разнообразных гаджетов. К компьютеру подключились телефоны, фотоаппараты, часы, перьевые планшеты, «флешки» и даже вентиляторы.

УСБ — не только аппаратный интерфейс, то есть интерфейс между устройствами. Это и ещё и пользовательский интерфейс — ведь подключает устройство человек. И, к сожалению, это неудачный интерфейс, чему посвящён замечательный анекдот:

  • Смерть изобретателя

    Когда изобретатель УСБ-порта умрет, то его гроб сначала опустят в яму, затем поднимут, перевернут, а затем снова опустят правильной стороной.

    А потом поймут, что как раз в первый раз гроб опускали правильно, он просто задел краешек могилы.

Компьютерные программы и их элементы взаимодействуют друг с другом через программные интерфейсы.

  • В программировании

    В программировании есть понятие «полиморфизм». По определению Бьёрна Страуструпа оно означает «предоставление единого интерфейса к сущностям разных типов».

    Благодаря полиморфизму программист имеет возможность работать с объектами, не зная заранее их тип. Он вызывает стандартные функции или отправляет объектам стандартные сообщения, а те реагируют по-разному в зависимости от своего типа.

Полиморфизм — универсальное преимущество интерфейса:

  • В жизни

    Существует огромное количество рецептов, блюд, кулинарных традиций и гастрономических школ, но интерфейс ресторанов един для всех посетителей: хостес, столик, меню, приборы, счёт и чаевые. Гостю не нужно осваивать правила игры в новом ресторане, даже если он никогда не пробовал его блюда.

Предмет дизайна

Как только интерфейс выделяется в отдельный объект, он сам становится предметом дизайна и эволюции. Интерфейс может иметь сколько угодно каналов и измерений и сколь угодно сложную структуру.

Простейший интерфейс соответствует бинарному сигналу — есть или нет. Примеры — тумблер, выключатель, чекбокс, кнопка, команда «Огонь!» в армии, утверждение документа в организации.

Линейный интерфейс передаёт непрерывную величину по одному каналу. Регулятор Ватта, ручная лебёдка, реостат, регулятор громкости, экранный слайдер, полоса прокрутки — примеры линейных интерфейсов.

Двухмерные интерфейсы одновременно работают с двумя величинами-измерениями, например джойстик, сенсорный экран, поле выбора цвета в графическом редакторе, географическая Гугль-карта.

Многоканальные интерфейсы передают разную информацию, ресурсы и энергию: аппаратные порты, программные АПИ, приборные панели, клавиатуры, органы управления автомобилем.

Дизайн программного интерфейса продукта не менее важен, чем пользовательского.

  • В веб-компонентах

    Илья Бирман пропагандирует подход декларативных АПИ, благодаря которым сложные интерактивные элементы вставляются на страницу как простой ХТМЛ-код с параметрами. Это упрощает использование элементов новичкам, незнакомым с программированием, и экономит время опытных разработчиков.

    Анонс доклада на Питер-ЦСС

В бюро параллельно появилось несколько продуктов, оплачиваемых пользователями банковской картой. Продукты разрабатывались в разное время и продаются по разным схемам. В итоге интерфейсы оплаты Школы дизайна, шрифтов, электронных книг выглядели, работали и поддерживались каждый по-своему.

Поэтому когда возникла частная техническая задача переписать с нуля билинг электронных книг, мы решили начать с дизайна «полиморфичного» программного интерфейса билинга, кассы и почты, к которым потом смогут подключиться и остальные продукты бюро:

  • В билинге бюро

    Задача: отделить списания (процессинг, кассу) от билинга (тарифы, подписки, доступные книги), чтобы минимизировать проблемы с автоплатежами. Заложить фундамент для будущих билингов на примере издательства.

    Бюробилинг — веб-сервис, отвечающий за продажу продуктов и услуг: подписки, тарифы и автопродление. Определяет, когда и сколько списать по инициативе покупателя, при автопродлении и при других условиях. Подтверждает покупателю операции по почте и в интерфейсе. Напоминает о просроченных платежах. У каждого продукта может быть свой билинг. Метафора — продавец продукта.

    Бюрокасса — веб-сервис, отвечающий за списания с пользователей Бюросферы по заданию билинга, подтверждает списание продавцу. Метафора — бухгалтер и кассир.

    Почтальон — веб-сервис, отвечающий за отправку квитанций, писем с поздравлениями и подарками клиентам бюро на «стандартных бланках».

    Спецификация задачи «Бюробилинг и бюрокасса в издательстве бюро»

Интерфейс — зло

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор весной. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите об управляемости: инструмент дизайнера Расскажите об управляемости: экосистема 1 Расскажите об управляемости: самоуправление Расскажите об управляемости: программа 2




Недавно всплыло

Как вы верифицируете оценку сроков от сотрудника? 1 Иногда я спрашиваю о скидке для тренировки и потому что не против шанса сэкономить 1 7 3