Илья Бирман |
На мой взгляд, схемы весьма разнообразны. Есть несколько аспектов, сочетание которых можно было бы назвать «принципом» схемы. Слои |
Кроме собственно маршрутов транспорта на схеме могут быть показаны улицы города, парки и водоёмы, достопримечательности — как на обычной карте. Это помогает связать транспорт с тем, куда на нём можно попасть. На схеме одного транспорта может быть слой с другим транспортом: вокзалы и аэропорты, электрички на схеме метро. Также могут быть служебные слои: координатная сетка, зоны оплаты, районы города, открытые участки. |
Чем больше слоёв, тем информативнее и интереснее схема, но тем сложнее её читать. Поэтому, как правило, с ростом сложности системы менее важные слои убирают: |
Париж, 1913 |
Лондон, 1933 |
Множество слоёв показывают детали города: кварталы, парки, улицы, реку, важные здания; есть подписи нескольких видов. В отдельных слоях — линии метро и железных дорог, подписи станций. Плюс координатная сетка |
Три слоя: река, линии и подписи |
Выбранные слои могут и не быть частью «принципа». Одна и та же схема может быть доступна с разным набором слоёв в зависимости от контекста и формата: |
Линии метро, река, зоны оплаты, координатная сетка |
Линии метро, куда можно с велосипедами, и остальные |
Смотрите в следующих сериях: геометрия, соответствие линий маршрутам, подробность и охват, комбинирование принципов. |