x
 
Сергей Чикин
17 февраля 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Аня!

Расскажи про анатомию букв. Какие буквы шрифтовик рисует первыми, а какие складываются из частей других? Какие буквы или части букв отвечают за характер будущего шрифта? Какие полуовалы (штрихи, сочленения) родственники, а какие — случайно похожи?

Если выдумать новый знак, скажем, как на картинке, как бы он выглядел в Бюросерифе? А в Бюросансе? Какие элементы из каких букв должны повлиять на анатомию этого символа?


В прошлом совете я рассказывала о знаках, с которых чаще всего начинается создание шрифта. В этом совете я расскажу о характерных кириллических знаках.

У нас уже есть несколько латинских знаков и понимание того, как выглядят основные штрихи и овалы и как развивается контраст. Эти данные помогут при создании кириллицы.

Проще всего сразу создать глиф н и посмотреть на ритм прямоугольных и овальных знаков:


В кириллице есть много «простых» знаков, их легко собрать из прямых штрихов и добавить нужные элементы: г, ип, т, ц, ш, щ.

Слева Бюросериф, справа — Дидона

Главная сложность при создании таких знаков — пропорции. Например, если н, п и и будут одинаковой ширины, п чаще всего будет казаться шире, а и — уже. Поэтому проще всего эту проблему можно решить, поставив знаки рядом, и редактировать на глаз.

Слева у букв п, н, и одна ширина. Справа ширины скомпенсированы

Есть сложные кириллические знаки: б, д, л. Я предпочитаю лишний раз написать их инструментом на бумаге: логика инструмента всегда даёт понимание, как строить знак.


Но какими бы сложными ни были формы знаков, они должны дружить с остальными знаками в шрифте. Поэтому готовые глифы тоже подсказывают, какими должны быть остальные.


Глифы с полуовалами также создаются при учёте логики инструмента и развития контраста:


Таким образом, получается набор характерных кириллических знаков:


Нет одной универсальной последовательности создания знаков в шрифте: сколько шрифтовиков, столько и методов работы. Лично мне проще создавать первые латинские символы и сразу переключаться на кириллические.

Я не люблю расхожее мнение, что с латиницей всё просто, потому что знаки «красивые», а с кириллицей всё плохо, потому что много непонятных и грубых форм. Поэтому я стараюсь вести работу над латиницей и кириллицей параллельно, чтобы подход к разным письменностям был максимально одинаковым.

Однако такой принцип актуален, когда шрифт создаётся с нуля. Но даже если есть задача сделать кириллицу к существующей латинице, принцип примерно тот же.

У каждого знака свои особенности, своя форма и характер. Но все знаки всех письменностей в шрифте должны дружить, а не спорить друг с другом (если, конечно, мы не говорим о сумасшедших акцидентных шрифтах). Поэтому одни знаки «учатся» у других, перенимают черты друг друга и слаженно работают в наборе.

В следующем совете я расскажу про цифры и пунктуацию.

У л и д есть два варианта рисунка: трапецевидный и треугольный. Треугольная форма — устаревшая, чаще всего встречается в стилизованных антиквах или в альтернативных знаках

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как работать со шрифтами 3 Какие шрифты подходят для газетной вёрстки?




Недавно всплыло

Расскажите о клише и устойчивых выражениях 13 Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве 5 Что вы думаете о способе указывать цвету прозрачность в шестнадцатеричном виде вместо более традиционного RGBA? 3 Поделитесь соображениями, как работать, путешествуя 8