x
 
Артём
6 июля 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как время и место связаны с разрешением противоречия?


Разрешить противоречие дизайнеру помогает точное определение места и времени, в котором оно возникает. Ведь чем меньше место и чем точнее время, в пределах которых нужно решать проблему, тем больше область, в которой проблему решать не нужно. А значит, тем проще и эффективнее решение.

Это понятно интуитивно. Гораздо сложнее начинающему дизайнеру прочувствовать, что при определении зоны решения надо сначала смотреть не туда, где возникает проблема, а туда, где происходит рабочий процесс — связанный с получением полезного действия.

  • В веб-почте

    В порядке эксперимента я тренировал дизайнеров популярной веб-почты решать задачи. Менеджер дал дизайнеру задачу: «Если отправитель письма ошибся адресом, его письмо похоже на спам или в случае технических проблем с доставкой письма, сервер адресата возвращает письмо с ошибкой — „отлуп“. Отлуп выглядит как простыня нечитаемого технического текста с заголовком Undelivered Mail Returned to Sender, причём чтобы обычному человеку понять, какое именно письмо не доставлено, нужно прокрутить вниз и вчитаться в поток технических атрибутов и статусов. Иногда получается найти адрес „кому“, а иногда — даже текст письма целиком. Наши программисты научились анализировать текст отлупов, связывать его с исходным письмом и могут представить его в человечном виде. Твоя задача — найти в интерфейсе веб-почты лучшее место и формат для отображения отлупа».

  • Дизайнер пришёл ко мне с этой задачей и уже новыми «дизайнами» — нестандартным сообщением об ошибке и специальным дополнительным экраном. Даже интуитивно казалось, что ради частного случая создаются какие-то новые конструкции, вносится разнобой в интерфейс. Такой дизайн не соблюдает принцип «бесплатности». Я увидел решение сразу, но гораздо ценнее, чтобы дизайнер последовательно пришёл к нему сам. Я задал ему несколько вопросов:
  • — Когда приходит отлуп, что самое важное на свете, что должен понять отправитель?
  • — Что его письмо не доставлено.
  • — Но ведь человек мог отправить несколько писем сразу. Какое именно письмо? Как это понять?
  • — По адресату и теме письма.
  • — Где обычно сконцентрировано внимание пользователя почты?
  • — На новых письмах в списке «входящих».
  • — Итак, как выглядит идеальный «отлуп», если отправителю важно увидеть отправителя и тему неудачного письма, а новые сообщения он ждёт в списке «входящих»?
  • — Как само отправленное письмо?!

Ответ выглядит парадоксально — отправленное письмо окажется во «входящих» самого отправителя. Но дизайнер решил задачу и получил ответ почти автоматически, правильно определив зону решения. Отлуп показан именно там, где отправитель ждёт ответа на своё письмо.

Остаётся простая техническая задача — добавить в списке «входящих» к строке проблемного письма небольшую иконку или другой индикатор, а внутри письма — заметную жёлтую область над текстом с кратким описанием проблемы, кнопкой повторной отправки и возможностью «развернуть» технические подробности:

О бесплатности дизайна

Было


Стало


Решением проблемы недоставленного письма оказалось само недоставленное письмо. Идеальный отлуп — которого нет, но функция его выполняется. Кажется, дизайнер сам испугался простоты своего решения и не понёс его менеджеру.

Найти изобретательное решение помогает сужение не только проблемной зоны, но и временного промежутка.

Вспомним задачу об отображении схем проезда на веб-страницах. С точки зрения принципа максимизации полезного действия схема проезда должна занимать всё окно. Но тогда она закрыла бы все остальные части страницы. Противоречие разрешается разделением во времени: схема разворачивается на весь экран только во время зажатия клавиши мыши, когда человека интересует именно схема, а остальные части страницы не интересуют. Когда же мышь не зажата на схеме, страница выглядит как обычно:

Обычно

При перетаскивании мышью

Другой пример разделения во времени — из авиации. Противоречие: самолёту нужны шасси для взлёта и посадки, но они мешают летать. Время полезного процесса — полёт. Решение — убирать шасси на время полёта:

При взлёте и посадке

Симулятор Аэрофлай 2

В полёте

Каноническая задача — перекрёсток. Противоречие в том, что пересекающиеся потоки должны двигаться и не должны мешать друг другу. Рабочая зона — собственно область пересечения, перекрёсток. Рабочее время — время движения каждого из потоков. Решение — в разделении потоков во времени или в пространстве:

Во времени

Копенгаген

В пространстве

Ещё несколько автодорожных примеров:

Задача Рабочая зона Рабочее время Решение
На шоссе дорого устанавливать фонари. Пусть дороги светятся сами Для контроля за дорогой водителем имеют значение только края полос, но на протяжении всей дороги Время движения автомобиля Установить светоотражатели на разделительных линиях и по краям шоссе
Чтобы завести мотор и питать электросеть автомобиля, нужен ток, но аккумулятор разряжается Электросеть автомобиля Пуск двигателя Ограничить время работы аккумулятора только пуском двигателя, в остальное время ток поступает от генератора, который заодно заряжает аккумулятор
Загруженность шоссе в разные стороны зависит от времени суток. В одну сторону пробки, в другую — нет машин, потом наоборот Полосы движения Время максимального потока Полосы реверсивного движения — переменного направления

При знакомстве пользователя с новым продуктом или его новыми возможностями часто возникает задача указать на незнакомые элементы интерфейса и рассказать об их работе. Часто это решается разнообразными «пузырями» с надписями и стрелками:

Подсказки расшалились

Программа «Киноут»

Но пузыри закрывают элементы интерфейса, и поэтому их стараются сделать как можно мельче. Противоречие: пузыри должны быть как можно больше (в идеале на всё окно), чтобы доходчиво объяснить поведение элемента и как можно меньше, чтобы не закрывать другие элементы интерфейса.

Чтобы разрешить пространственное противоречие, ограничим время. Пусть «пузырь» будет максимального размера, когда в поле зрения появляется новый элемент и пусть «пузырь» пропадает, когда пользователь прокручивает дальше. Именно так «Тумблер» объясняет интерфейс своей ленты:

Подсказка под контролем

Здесь пространственное противоречие разрешено за счёт разделения во времени. Но обратите внимание, что здесь пользователь сам решает, сколько ему нужно времени, чтобы изучить элемент. Если бы подсказка исчезала по таймауту, обязательно нашлись бы люди, для которых этого времени слишком мало или слишком много.

Поэтому особенно ценны все приёмы разделения времени, помогающие перейти от «среднего арифметического» к точно отмеренному. Вспомните пример всплывающих подменю Брюса Тогнаццини — проблема решена за счёт буквального описания треугольной рабочей зоны подменю.

Светофор, управляемый кнопкой, переключается только тогда, когда это кому-нибудь нужно:

Сидней

Ещё лучше, если человеку не приходится специально сообщать о себе и своих намерениях. Целый класс задач решается так называемым «писсуарным датчиком»: открывание дверей, включение света в подъезде и воды в кране (оставим пока в стороне низкую эффективность самих датчиков). Рано или поздно датчики движения будут внедрены в информационные дисплеи в общественных местах, чтобы завершать клиентскую сессию не по таймауту, а когда пользователь покинет рабочую зону.

Из описания билетного киоска ОСМП:

  • В общественном месте

    Киоск оснащён датчиком присутствия. Пока рядом никого нет, экран привлекает к себе внимание: полоски независимо крутятся влево-вправо, видеофрагменты отдельных мероприятий (трейлеры фильмов, клипы артистов и реклама) поочерёдно вылетают из панорамы и проигрываются во весь экран.

Под конец хочу предложить уважаемым советчикам задачу из детской книги Г. Альтшуллера «И тут появился изобретатель». Если вы представите себе или нарисуете рабочую зону, то мгновенно её решите. Чертёж рабочей зоны будет фактически представлять собой чертёж решения:

  • Из триза

    Если вы читали «Бегущую по волнам» Александра Грина, то, конечно, помните замечательный памятник на площади в Гель-Гью. Так вот, нашёлся молодой скульптор, решивший создать точно такой памятник. «Бегущая» удалась ему — лёгкая, стремительная, таинственная… Под её ногами скульптор решил положить ровную плиту из лазурита — природного сине-белого камня, удивительно похожего по цвету на вспененное море. В мастерскую доставили пятьдесят крупных камней. Чтобы придать каждому камню форму куба, применили самый быстрый способ: поверхность камня выравнивали с помощью горелки. Острые языки огня оплавляли камень, срезали неровности, сглаживали поверхность. И всё-таки работа шла очень медленно. Приходилось то и дело отводить горелку и проверять поверхность: горизонтальна ли она, нет ли у ней наклона, изгиба? Работу часто прекращали ещё и потому, что опасались, как бы лазурит не перегрелся и не треснул…

    Скульптор волновался: приближался юбилей Грина, а «Бегущая» ещё не установлена на площади… И вот однажды дочь скульптора (она училась в пятом классе) предложила очень простой способ, позволяющий в десять раз ускорить огненное выравнивание камня. Обработка лазурита пошла быстро — без пауз и перерывов. Интересно, догадаетесь ли вы, что предложила девочка?

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Азат Аюпов
6 июля 2015

Обрабатывать камни по очереди — один греют, другой остывает, третий проверяют и так по кругу?

Николай Скоробогатько
6 июля 2015

Я не нашёл температуру плавления лазурита, но думаю, что она меньше, чем 1000 °С. Что если установить железную пластину (t плавления 1 538 °C) строго горизонтально. Сверху на пластину положить блоки нужной стороной для обработки. Под своим весом лазурит будет расплавляться, и сторона плавления будет должной формы.

Теперь по поводу температуры нагрева и опасности разрушения лазурита. Предполагаю контролировать равномерность и температуру нагрева пластины в разы проще, чем пытаться проконтролировать температуру открытого огня. Если термометры использовать нельзя, то возможно для контроля температуры можно в разных частях пластины положить по небольшому кусочку материала, который плавится при чуть большей температуре, нежели лазурит. Таким образом, наблюдая за этим материалом, чтобы он не плавился, мы можем контролировать температуру в нужных рамках.


6 июля 2015

У Азата — метод грубой силы, у Николая — компромисс :-)

Константин Молчанов
6 июля 2015

Думаю, фокус в том, чтобы не ровнять каждый камень от начала до конца сразу, а ровнять только то, что нужно сейчас.

Чтобы два камня встали рядом, достаточно, чтобы у каждого было по одной ровной стороне. Соединяем их ровными сторонами и считаем одним камнем, только побольше размером.

Сложность работы возрастает медленнее, чем размер камня, поэтому получим выигрыш.

Получается такой прогрессивный джипег.

Николай Яковенко
6 июля 2015

На ум приходит конвейер. Непрерывное движение горелки по разным участкам всех камней. Если задать небольшую скорость, то горелка не успеет разрушить камень и выполнит полезное действие. При этом можно сразу проверять, как сработала горелка.

Денис Балуев
6 июля 2015

Идея: положить камень под воду так, чтобы над поверхностью выступала часть, предназначенная для «срезания». Поверхность воды — строго горизонтальна. Камень, находящийся под водой с низкой температурой, плавиться не будет.

Паша Омелёхин
6 июля 2015

Камень надо вращать (причем обрабатывать несколько камней одновременно), а горелку поставить не впритык, чтобы можно было проверять состояние камня?

Роман Буянов
6 июля 2015

Сплавить все камни вместе боками, сверху выровнять только место под ноги. Можно немного подровнять по всей поверхности до отсутствия острых краев. Низ притопить в бетон.

Елена Соломонова
6 июля 2015

Здорово, если бы камни ровняли сами себя. От трения между собой, например. Но подозреваю, что это медленнее и дороже :-)

Роман Верник
6 июля 2015

Про отлуп. Ответное письмо в той же ветке с человеческим текстом дороже, чем иконка и желтая плашка?

Стас Бученков
7 июля 2015

Погрузить камни в воду до нужного уровня?

Женя Волков
7 июля 2015

Раз лазурит плавится, значит может принимать любую форму. Для формы нужна контрформа — коробка по размеру постамента, в которую будет стекаться и застывать расплавленный материал. Вероятно, некоторые камни можно «вписать» в центр объема нетронутыми а пустоты залить остальными.

Такое решение подтверждает, например, один из патентов — http://www.google.com/patents/US8117730

Маргарита Марянян
7 июля 2015

Ответ гуманитария :-)

Предложила при обработке опускать камень в воду? Можно по уровню воды сразу видеть ровная ли поверхность и камень не перегревается.
Второй вариант — уменьшать толщину и делать плиты. Четыре из шести граней намного легче сделать ровными и расход камня меньше.

Евгений Золотухин
7 июля 2015

А если резать? как пенопласт нагретой струной.

Егор Чистяков
7 июля 2015

Я не нашёл ни фотографии памятника (есть свежий в Кирове, есть на могиле Грина, есть в Одессе, явно без ровной лазуритной плиты). История кажется синтетической.
Температуру плавления лазурита я тоже не нашлё, но, возможно, она почти такая же, как у мурманита — 750 градусов. Нашлось ещё, что «перед паяльной трубкой [лазурит] довольно легко плавится в белое стекло» — то есть не более тысячи, как заметил Николай. А раз оно ведёт себя подобно стеклу, то можно просто поступить методом малярного скотча — изолировать ту часть, которую не нужно плавить. Но камень кривой, изолятор не наклеить. Но плоскость ровная! Занчит можно сделать водяной уровень, погрузив лазурит в воду. И тогда вода просто будет не давать горелке сплавить лишнее.

Артур Кочарян
7 июля 2015

А что если использовать отходы от выравнивания, как неотходы? Плавить горелкой лазурит в ванну, которая повторяет форму плиты. Потом сглаживать поверхности.


7 июля 2015

Все, кто ответил про погружение в воду,— молодцы.

Рабочая зона, в которой происходит полезный процесс полировки — идеальная ровная плоскость. Если её нарисовать, получится чертёж решения — красная линия зоны одновременно служит уровнем жидкости :-)

Всё что выше, плавится, всё что ниже — постоянно охлаждается водой.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

10 дизайнерских товаров японских студий 1 10 дизайнерских товаров японских студий Как разрешать противоречия без компромиссов? Часть третья 6 Как разрешать противоречия без компромиссов? Часть вторая 3




Недавно всплыло

1 Правдивость 4 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Почему дизайнер должен уметь писать текст? 8