Илья Бирман |
Тут снова одним советом не отделаться. Начнём с остановок. Кружок цвета линииКлассическое обозначение станции на схеме — кружок цвета линии: |
|
Чтобы кружок было хорошо видно, ему приходится быть большим по сравнению с толщиной линии. Это смотрится хорошо, когда сама линия тонкая. Но обычно линии приходится делать достаточно толстыми, чтобы их цвета хорошо различались (об этом позже), а тогда кружку тоже приходится расти. Чем больше кружок, тем он неэлегантнее; чем меньше, тем незаметнее: |
Схема маршрута поезда Челябинск — Москва |
|
Чтобы кружок было лучше видно, его можно обвести, покрасить другим цветом или выколоть. Обведённый кружокОбвести можно белым (точнее, цветом фона): |
Такой кружок можно сделать сколь угодно маленьким, и он останется заметным благодаря обводке: |
|
В последнем случае, правда, обводка победила сам кружок, это не очень. Толщина обводки — ещё одна переменная: |
|
Цвет обводки может быть и не белым: |
|
Обведённый кружок лучше видно, но он и выглядит неряшливее. Однако практически бессмысленно оценивать эти варианты с эстетической точки зрения, пока они не стали частью схемы. Когда к соотношению между кружками и линиями добавятся параметры скруглений линий, геометрия выбранного шрифта, особенности пиктограмм, всё заиграет иначе. Кружок другого цветаКружок можно покрасить другим цветом. У Виньелли на |
Обычно нет причин делать кружки |
|
На бордовом чёрный кружок плохо видно; на жёлтом — хорошо: |
|
Предпоследний, бледный кружок почти однозначно воспринимается как неработающая станция (строящаяся или временно закрытая). Можно представить в рамках одной схемы чёрные и белые кружки в зависимости от цвета линии, чтобы хорошо читаться. Но это опасно: читатель может подумать, что разный цвет имеет разный смысл, будет сбит с толку. Выколотый кружокДругой способ сделать кружок заметнее — выколоть его. Так на парижской схеме Кости Коновалова и на питерской Студии Лебедева: |
Вариации по размеру: |
|
Вариации по толщине: |
|
Первый вариант в этом ряду кажется слишком толстым, хотя толщина обводки у него в точности совпадает с толщиной линии. У второго обводка в полтора раза тоньше, но именно он кажется сделанным «из того же теста», что и линия. Следующие варианты уже явно тоньше линии. Последний почти исчезает на её фоне. Выколотый кружок другого цветаВыколотый кружок, конечно, тоже может быть другого цвета — обычно, чёрного. Барселона и Гданьск: |
Такое обычно используют для обозначения пересадок — другой цвет подчёркивает «надлинейное» их положение. Но в Гданьске все остановки такие, и повесить его схему в музее в голову не придёт. Вариации по размеру: |
|
Вариации по толщине: |
|
Можно ещё попробовать отбросить тень, подсветить, вложить друг в друга, скомбинировать цвет и обводку, изменить характер линии: |
|
Всё это выглядит излишне шумно, поэтому такое нельзя использовать для обозначения рядовых остановок. Но если остановка особенная, может быть, Из кружков самыми живучими кажутся эти: |
|