А. Г. |
Представим себе, что к нам обратился официальный автодилер, продающий и ремонтирующий новые и подержанные автомобили разных марок в нескольких городах России. Он хочет повысить доходы и укрепить любовь клиентов с помощью интернета. У покупателя есть три основные задачи: выбрать автомобиль мечты, оформить покупку и обслуживать своё авто. Попробуем проанализировать и описать будущую систему по четырём признакам работоспособности: формула, целостность, ресурсы и образование. Так как пример гипотетический, я сделаю много допущений и упрощений. Признаки стоят как бы в порядке удаления от системы: формула — её душа; целостность — взаимодействие её частей, некоторые из которых могут стать внешними системами; ресурсы — то, что попадает в систему извне; образование — то, что находится не в системе, а в головах у пользователей, но на что мы можем повлиять. Но на деле порядок признаков не имеет никакого значения, и иногда удобно анализировать их в другом порядке: ФормулаУ нашего автодилера несколько брендов, у каждого множество моделей и модификаций. Как дать доступ пользователю к каталогу? Поскольку автомобилей много, вероятность, что будет интерес к случайно показанным, очень слабая: Случайное авто Пользователь Соответственно, слабая вероятность покупки. Поэтому правильный вопрос — как показать пользователю именно тот автомобиль, который его заинтересует? Наверное, вам уже пришёл в голову ответ — рекомендации. Отлично, мы рекомендуем человеку автомобили. Но как это сделать? Проблема в том, что человеком двигают скрытые, то есть неизвестные нам мотивы. Сформулируем ответ: рекомендуем пользователю сайта автомобили, используя знания о нём самом, об автомобилях и о мире: Рекомендуемое авто Пользователь РесурсыРесурсы автодилера — это автомобили, покупатели и знания о них. Автомобили для продажи — это не только физический ресурс, который перемещает логистика дилера, но и информация о них: описание, фотографии, цены. Всё это потребуется Лучшие ресурсы — бесплатные. Идеальное решение поможет не отставать от обновления ассортимента, но не зависеть сильно от собственных иллюстраторов и фотографов. Значит, фирменное описание марок и моделей пусть будет построено на основе рекламной графики автопроизводителей. Покупатели должны Ресурсы бывают энергетические, материальные и информационные. Автомобили — материальные ресурсы. Пользователями двигают мотивы — это энергетические ресурсы нашей системы. Но мотивы скрыты в голове, а нам нужно получить о них знания — информационные ресурсы. Условно разделим информационные ресурсы на знания о человеке, об автомобилях и о мире.
Знания хранятся, например, в виде списка взвешенных тегов: Лучшие знания об автомобилях — у менеджеров по продажам, а не в технических спецификациях. Каждый автомобиль в большей или меньшей степени обладает характеристиками, которые делают его желанным для разных людей: спортивный, компактный, экономичный, красивый, проходимый, женский, агрессивный. Сочетание этих характеристик, а не технических параметров определяет выбор человека. Эту информацию об автомобилях тоже предложим хранить в виде взвешенных тегов (невидимых для пользователя и поэтому, возможно, циничных), и использовать её при построении рекомендаций. Например, если человеку во время хождения по сайту «приклеился» тег «паркетный внедорожник», в рекомендациях можно показывать ему автомобили или контекстные рекламные блоки с таким тегом:
Вовсе не факт, что нам пригодятся все знания в первой же версии сайта. Но это — наш ресурс. В следующем совете проанализируем «образование» и «целостность». |
Признаки работоспособной системы |
P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы. |