x
 
Павел Вакуненко
7 мая 2009

Дисконтная программа, предназначенная избавить людей от ненужной мелочи. Округляет сумму покупки до 50 копеек в пользу покупателя. Что думаете?



Павел, ваш вопрос попадает в тему, которую я называю «дизайн работоспособных систем». Она будет включена уже в ближайший трёхдневный курс.

Мне кажется, вы придумали интересную цель, но не придумали работоспособную систему, которая бы эту цель достигала.

Работоспособная система, во-первых, выполняет свою функцию, а, во-вторых, постоянно и эффективно преобразовывает необходимые ресурсы в полезное действие. Т. е. ресурсы, если они вообще нужны, должны стать платой за полезное действие, а не за факт существования системы.

В идеале ресурсы не требуются: например, автомат Калашникова использует по сути те же патроны, что и винтовка Мосина, которая не может стрелять очередями. Но его автоматическая система, которой нет в винтовке, использует бесплатные пороховые газы, а не дополнительный электрический аккумулятор, например.

Ваша система выполняет свою функцию плохо: вместо мелочи из этого магазина я получаю в свой кошелёк ещё одну пластиковую карту, которую нужно оформить и носить с собой. При этом я не избавляюсь от мелочи из других магазинов, что делает затею бессмысленной для меня как покупателя.

Ресурсы для вашей системы должен предоставить владелец системы — магазин. Работающие дисконтные системы и программы лояльности формируют поток денег от постоянных клиентов с помощью «подвешенной морковки» — как правило, накапливаемой скидки. Чем больше потратит покупатель, тем больше его скидка и доход владельца. Владелец системы постоянно платит за то, чтобы получать ещё больший доход.

А за что будет платить владелец вашей системы?

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Юрий Солоницын
7 мая 2009

В Санкт-Петербурге некоторые супермаркеты просто по умолчанию округляют сумму вниз до целого рубля. Польза двойная — и монеты меньше считать нужно и скидка в чеке выбивается — небольшая, но приятно же :)

Алексей Мельников
7 мая 2009

Чтобы избавить людей от мелочи, дисконтная программа не нужна. Достаточно поставить ёмкость и написать на ней «Для лишней мелочи».

Такие ёмкости можно ставить рядом с мусорными баками (для бутылок, для пластика, для монет), можно у касс в магазинах (и рядом такую же банку с бесплатными конфетами, скажем), можно ставить несколько банок вряд и клеить на них логотипы контор, которым отойдут деньги (для Википедии, например), можно ставить такие бакни в зоопарке перед клетками и т. п.

И самое главное сделать так, чтобы у банки была не унизительная щель, а просто отсутствовал верх: так и избавиться легко, и взять (кому потребуется) при необходимости не сложно. Так, кстати, приятнее избавляться от мелочи, чем адресуя её конкретному человеку без ног.

Олег Французов
7 мая 2009

Московский «Перекрёсток» скупее на порядок: сумма в чеке округляется вниз до 10 копеек. Но это-то абсолютно точно формализация давно принятой системы округлений — практически нигде не дают сдачи до копейки.

Александр Червинский
7 мая 2009

В ГУМе в Гастрономе №1 уже так сделано, только никаких карточек предъявлять не нужно.

Евгений Арутюнов
7 мая 2009

На каждой кассе у кассиров припрятана специальная баночка, куда они кладут оставленную покупателями мелочь. Если эту баночку трансформировать в доступную каждому копилочку (с удобным отверстием, конечно), и указать на ней цель накопления («На эти деньги мы кормим енотов») — проблема будет окончательно и бесповоротно решена.

Если мне нужна мелочь — я вправе её получить, а работа кассира — её выдать. Если меня мелочь раздражает — я знаю, что никого не напрягу тем, что оставлю её на кассе или лично положу в копилку (это на случай, если мне в руки дали всю сдачу целиком — три сотни, пять пятирублевых монет и шесть десятикопеечных). Единственная проблема, которая у меня была с мелочью — куда бы её деть, если дали, а не нужна. Кормление енота посредством копилки полностью решает проблему. Программиста звать не надо, не сломается и не зависнет.

Валентин Немцев
7 мая 2009

Для меня идеальным решением проблемы избавления меня от мелочи было бы небольшое блюдце рядом с кассой, куда бы я клал лишнюю мелочь из сдачи. Она бы там лежала, а потом следующий покупатель, которого просят поискать сорок три копейки, просто брал бы их оттуда.

Матвей Андриенко
8 мая 2009

Во многих приведённых выше примерах (Алексея Мельникова, Евгения Арутюнова, Валентина Немцева) один недостаток: мелочь сначала выдается кассиром (читай — магазином) покупателю, а затем покупатель по желанию может оставить её магазину. Не проще ли будет просто спрашивать покупателя при выдаче сдачи: «Вам нужна мелочь?»

Александр Пономарёв
8 мая 2009

Установка маленьких плавильных тиглей рядом с кассами позволит добывать цветной металл, стоимость которого дороже номинала самих монет. Плюс — будет способствовать уменьшению инфляции в макроэкономическом масштабе.

Евгений Арутюнов
8 мая 2009

Матвей, вопрос о том, нужна ли мне мелочь, напряжёт меня, заставить думать и что-то на него отвечать. Меня и про пакет вопрос раздражает (хорошо, когда они лежат себе, хочешь бери, хочешь — нет). Гораздо лучше предоставить мне возможность действовать интуитивно, на уровне привычки. Поменьше бы этих самых «ментальных подготовок», ага :)

Дмитрий Зимин
8 мая 2009

Я бы округлял до 50 копеек в пользу покупателя и оставил бы чашу-«копилку», деньги из которой шли бы на какие-то социальные нужды. Получим, что:
а) Покупатель доволен, что округляют в его сторону. Лоялен к магазину.
б) Ушедшая мелочь часто будет возвращаться покупателем (и предположительно даже в чуть большем количестве) тут же в «копилку».
в) Покупатель доволен своей гражданской позицией (дал денег).
г) Магазин повышает имидж за счет социальной направленности (сбор пожертвований).

Алексей Мельников
9 мая 2009

Матвей, покупатель никогда не оставит мелочь магазину. Речь идет об избавлении от мелочи в абстрактное пространство, кому-то нуждающемуся, но никак не магазину.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Ресурсы работоспособной системы 7 14 10 дизайнерских товаров японских студий 2




Недавно всплыло

1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 1