x
 
Арсений Максимов
1 марта 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Какие есть виды обозначения остановок, пересадок, линий и их номеров в транспортных схемах? В чём их различие и в каких случаях использовать те или иные?

Часть пятая


На сложной схеме могут встречаться много линий разных транспортных систем: метро, монорельс, аэроэкспресс, железная дорога, уличный, водный транспорт, фуникулёры, канатные дороги. Кроме того, даже внутри одной системы может быть много типов линий: строящиеся линии, линии с особым режимом работы, линии с ограничениями доступа.

Цвета и толщины оказывается мало.

Транспорт-фор-Лондон вообще настаивает в своих гайдлайнах на одинаковой толщине всех линий, поэтому их схемы получаются шумнее, чем могли бы:


Белой прожилкой здесь обозначают все железные дороги, которые не метро: бирюзовый ДЛР, оранжевый Оверграунд, синий ТФЛ-рейл (фрагмент будущей Элизабет-лайн). А канатная дорога в правом нижнем углу обозначена аж тройной линией красного цвета.

Если запретить себе не только разную толщину, но и цвета, то вообще придётся ограничиться только узорами. Именно так поступает Транспорт-фор-Лондон в чёрно-белой версии схемы:

Всё это нелегко разглядеть среди груды инвалидных колясок

Схемы лондонского метро


Представьте, какое многообразие обозначений можно было бы получить, если добавить сюда разные цвета и толщины. Хотя нет, лучше об этом не думать.

В 19 веке всё метро в Лондоне ходило на угле. В 20-м на схемах наряду с обозначением строящихся участков (жирные точки) встречается обозначение электрифицируемых линий (штрихи):

Архив схем лондонского метро

Приятное обозначение строящейся линии (1968, слева) и весьма навязчивое обозначение отрезков, где поезда ходят только в часы пик (1985, справа):

В Екатеринбурге пунктиром обозначен трамвай:



В данном случае он показан вообще не как транспорт, а просто как наземный ориентир (улица с трамвайными путями или без).

Схема метро Екатеринбурга

А вот хитрые обозначения фуникулёра и канатных дорог в Барселоне:

Чем сложнее система обозначений, тем больше объяснений нужно и тем сложнее пользоваться. Если на схеме слишком много типов линий, возможно, имеет смысл пожервовать их частью ради улучшения читаемости главного. В конце концов, именно так схемы метро и появились.

Арсений! Это пятая часть совета, и это уже перебор, а я так и не добрался до пересадок и номеров линий. Поэтому оставляю эти темы для будущих советов.

P. S. Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

1




Недавно всплыло

Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Почему в переписке нельзя использовать «Доброго времени суток»? 2