А. Г. |
Важное отличие изобретательных решений от метода грубой силы: противоречие разрешается и полезное действие достигается бесплатно — без усложнения системы и затрат денег, времени и других ограниченных ресурсов. Бесплатность или минимальная стоимость решения проблемы — признак сильного дизайна. Если себестоимость продукта превысит цену, которую покупатели готовы за него платить, у него слабый дизайн. Если решение дизайнера отодвинет запуск проекта и компания потеряет конкурентное преимущество, это слабое решение. Если изобретённая дизайнером суперкнопка стоит работы десяти программистов, ему стоит крепко задуматься — нельзя ли получить тот же результат бесплатно? Если дизайнер рисует один и тот же банер уже неделю — какую часть профессиональной жизни он готов уделить банерам? Нельзя ли его закончить и сдать прямо сейчас? Но как это возможно физически? Бесплатный результат достигается за счёт использования функций и дармовых ресурсов, уже имеющихся или легко получаемых в улучшаемой системе. Дизайнер минимизирует конструкцию и добивается «идеального» состояния её отдельных частей: когда их физически нет, но их функция выполняется. Иногда результат достигается «за чужой счёт» — за счёт функций и ресурсов окружающих систем, но бесплатно для улучшаемой системы. Вспомним пример упрощения виджета песни, при котором «автомагнитола» на |
|
Было |
Стало |
Проигранное время стало показано прямо на подчёркивающей линии гиперссылки с названием песни. Произошёл перенос функции в пределах системы, и линия теперь играет двойную роль. В остальном, на первый взгляд, решение выглядит как метод грубой силы — отказались от громкости, перемотки и других функций. Но громкость песни на компьютере регулируется клавиатурой и системным элементом — функция не ликвидируется, а вытесняется наружу системы: |
||||||||
Полноразмерный интерфейс перемотки может появиться и управляться в квазирежиме — например, перемещением курсора по Примерно так же, одним элементом, выбирается точка фокуса и настраивается экспозиция на фотоаппарате Айфона: Вспомните, сколько кнопок, переключателей и режимов служат той же цели на профессиональной зеркальной камере. Произошла минимизация конструкции. Кстати, это полезный «ускоренный» способ решения задач — реализовать главную функцию, отсекая лишнее методом грубой силы, а затем додумать второстепенные детали, применяя знакомые изобретательные приёмы. |
О квазирежимах — Джеф Раскин. Новые направления в проектировании компьютерных систем. Символ плюс, 2005 | |||||||
В предыдущих примерах конструкция была минимизирована без потерь за счёт переноса функций на другие элементы. Другой железный способ получить бесплатный результат — «сделать заранее». Пользователи сервиса «Высшей школы главбуха» проверяют знания бухгалтеров в своих компаниях, выбирая темы вопросов для автоматизированных тестов: Как сэкономить время пользователя на выбор тем? Сделать за него эту работу заранее и предложить на выбор готовые типовые тесты: «Сделать заранее» — мощный дизайнерский ход. В пользовательских интерфейсах приём встречается в форме всевозможных пресетов, сохранённых запросов и подсказок при наборе.
Дизайнер должен экономить ресурсы, в которых система больше всего ограничена. Это не только внимание и время пользователя, но и стоимость производства или время работы программиста. Преподаватели курсов бюро еженедельно проводят бесплатные мероприятия в Коворкафе — «живые советы» по разным дизайнерским дисциплинам. Поскольку в зрительном зале Коворкафе всего лишь 20 мест, предусмотрена предварительная регистрация: Когда места заканчиваются, новые желающие не могут зарегистрироваться. Поэтому накануне живых советов записавшимся приходит автоматическое напоминание с предложением отказаться от участия, если их планы изменились: Живые советы на разные темы имеют разный спрос: на одни записывается меньше людей, на других места мгновенно заканчиваются. И в советах на популярные темы преподаватели столкнулись с неожиданной проблемой. Постоянные посетители часто заранее, за Рассуждаем. Полезное действие: повысить количество гостей. Для этого нужно дать возможность изъявить желание тем, кто не успел записаться. Совсем отказаться от регистрации нельзя: если посетителей придёт больше, чем мест в зале, им будет тесно и неудобно. Кроме того, ограничение мест повышает статус и «дефицитность» мероприятия: задать вопрос преподавателю лично можно только в определённый день, поэтому лучше записаться и прийти, а не откладывать на потом. Есть опасение, что если убрать регистрацию, посетителей станет ещё меньше. Ограничивать регистрацию частых гостей глупо, ведь они составляют основную аудиторию. Преподаватели предлагают разные меры. Один хочет добавить к регистрации дополнительную Другой преподаватель предлагает компромисс: сохранить систему, но увеличить количество зарегистрированных гостей до 25, несмотря на то, что в зале 20 мест. Это повысило бы вероятность заполнения зала. Но легко посчитать, что если при ограничении в 20 мест реально пришли 5 человек, то после увеличения до 25 их стало бы только 6. Не говоря уже о том, что посещаемость непредсказуема, и если в Наказывать прогульщиков — например отказывать в дальнейшей регистрации, — грубая сила и фашизм. К тому же такое поведение придётся программировать (концлагерь денег стоит!). Не говоря о том, что отказ в посещении — это действие, явно направленное против цели повысить количество гостей. Формулируем требования к решению. Мы рассматриваем систему только в граничном состоянии, когда мест нет, потому что иначе проблема не возникает. С одной стороны, мы должны сохранить надпись «мест нет»: она повышает ценность и желание попасть на мероприятие. С другой стороны, желающий должен иметь возможность записаться. Не должно быть ожидания, в идеале, как ни парадоксально, гость должен мгновенно добавиться в список. Ужесточаем требования. В бюро разрабатываются собственные проекты и ресурс программистов крайне ограничен. То есть решение не должно предполагать никаких лишних интерфейсов, почтосборников и писем. Оно будет бесплатным, если нам не придётся программировать. В Коворкафе есть Но что если гости заранее согласятся посидеть в баре? Тогда их ожидания не будут обмануты: |
Другой пример переноса функций — системный блок Аймака | |||||||
Более того, вероятнее всего, основные места будут свободны Так и случилось: на первые живые советы с новой пометкой записалось 26, а пришло чуть меньше двадцати человек: Когда сильное решение найдено, Итак, хороший дизайн стремится быть бесплатным. А если надо «сделать дорого»? Дорогим продукт должен выглядеть для пользователей, а не стараться быть таким в производстве.
Себестоимость железа Айфона составляет около двухсот долларов. Это немало и не включает исследование, разработку, лицензирование, программное обеспечение, продажу и маркетинг. И это только один из продуктов Эпла. Кажется, что само существование империи опровергает мысль о «бесплатном» дизайне. Но централизованная империя требует сверхэффективности. Каждое организационное решение Эпла о повышении расходов связано с долголетними планами, промдизайн стремится к сверхкомпактности и многофункциональности деталей, а пользовательский интерфейс — к простоте сценариев и обобщению сервисов. Попробуйте проанализировать самостоятельно их любое отдельное решение. P. S. Предлагаю уважаемым советчикам присылать в рубрику собственные вопросы, ситуации и противоречия, чтобы иногда разбавлять теоретические советы примерами решения дизайнерских задач. |