Илья Бирман |
В первой части мы рассмотрели особенности В городах, где направления линий идентифицируются по конечным станциям, есть потребность в их выделении на схеме: |
|
Париж |
Барселона |
Конечные выделены жирным, снабжены крупными кружками с номерами линий |
Конечные подписаны на плашке цвета линии |
В Лондоне ничего подобного нет: это не имеет смысла, направления определяются по сторонам света. Если в Москве внедрят ориентацию по конечным (надеюсь, не внедрят), им, скорее всего, тоже не потребуется особое выделение, ведь почти все конечные находятся на краях схемы и прекрасно видны. В Осло линии метро проходят через центр толстым пучком. Одна из них содержит петлю и проходит многие остановки дважды на своём пути — один раз как Осло |
Конечные станции как ориентир в метро |
|
Ещё особенность: на станции «Гуллеросен» поезд останавливается только в одном направлении |
В Москве своя особенность: в силу исторического кретинизма станции имеют разные названия в зависимости от линий. В Лондоне Беку было достаточно поставить и подписать один кружок на пересечении нескольких линий, а в Москве изображение переходов превращается в отдельную проблему. Кроме того, в отличие от лондонского или парижского метро, схеме московского приходится дублировать названия латиницей. В результате количество надписей, которые необходимо разместить, вырастает в разы: |
Лондон |
Москва |
Пересекаются 6 линий, достаточно 1 надписи |
Пересекаются 4 линии, необходимо 8 надписей |
На огромной лондонской схеме нет ни одного пересечения между линиями и названиями станций. Чтобы соблюсти подобное требование в Москве, пришлось бы уменьшить кегль до микроскопического и сильно усложнить геометрию линий. Поэтому Москве приходится иметь отсутствующий на лондонской схеме графический приём для помещения надписи над линией — прозрачную плашку. Кстати, на оригинальной схеме Бека надписи иногда пересекали линии, в этом случае линии разрывались (см. «Марлибен» слева, «Фаррингдон» справа): |
Деление на зоны оплаты (серые облака) появились в Лондоне уже после Бека: |
В Москве стоимость проезда не зависит от станций, поэтому такого не надо. У каждого города и транспортной системы полно особенностей, которые делают невозможным использование общих графических принципов в их схемах. Ещё одно соображение — в следующем совете. |