|
Иван Демидов
23 августа 2011
|
Денис Попов и Николай Зайцев, согласен почти полностью. Когда-то я писал на эту тему подробно. Процитирую себя здесь.
Как нам называть линии Московского метро? По районам? По цветам? По номерам? Давайте разберём нынешнюю ситуацию — как называют линии сами пассажиры ММ.
1. Имена собственные. Те, которые сейчас являются основными названиями линий. Кольцевая — отличное название. Все только так и называют.
Бутовская — только так и называют. Тут всё понятно. Цвет повторяется с ФЛ, линия проходит только в одном одноимённом районе. И однословное название, что важно.
Каховская — так и называют. Цвет неоднозначный, а вот название простое и проходит линия в окрестностях Каховки.
Филёвская и Люблинская — называют либо именно так, либо по цвету (голубая и салатовая). Все станции радиусов находятся в непосредственной близости от района Фили, либо бывшего города Люблино.
Арбатско-Покровская — называют либо синей, либо по названию. Подозреваю, что величанием по имени линия обязана существованию двух Арбатских и двух Смоленских. Голубой и синий цвета ассоциативно похожи. Филёвская и Арбатско-Покровская — нет.
Калининская — почти все называют линию жёлтой. Слово Калининская было привязано к названию (идиотскому, как и почти все остальные советские названия районов), давно канувшего в Лету.
Замоскворецкая — так не говорит никто. Все говорят «зелёная». Именно ЗЛ полноправно владеет этим цветом. Полноценный зелёный диаметр, не салатовый радиус, не морской волны чёрт-знает-какой обрубок. Ситуация очень похожа на АПЛ, но я буду необъективен — линия в Старых Химках и в Братееве зовётся Замоскворецкой – идиотизм. За Москвой-рекой она для жителей Капотни или Строгина, но почему нам важно именно их мнение? :-)
Сокольническая — практически никто не говорит. Все пассажиры говорят… да что там, всё существо этой линии, её принадлежность к закату великого русского конструктивизма, её принадлежность к «Культуре 1» кричат о том, что эта линия — Красная. Think Red Line.
Таганско-Краснопресненская, Калужско-Рижская и, как апофеоз, Серпуховско-Тимирязевская линии. Так не говорит никто вообще и никогда. Малиновая (фиолетовая), оранжевая (рыжая), серая. Признаюсь, я ни разу в жизни не видел обычного пассажира метро, который бы произносил «Серпуховско-Тимирязевская линия». Думаю, с 1991 года такого ни разу и не происходило. А представьте себе иногороднего, которому нужно запомнить этого монстра. Как тут запомнить? Подмосковный город + русский учёный? Где логика? Да ещё самые длинные. Более того, подозреваю, что ни один метрофанат, ни разу не набирал вручную «Серпуховско-Тимирязевская линия», не считая, конечно, копи-пастов с лент новостей и официальных пресс-релизов. И при чём тут хороший человек Тимирязев, если я, допустим, в Северном Бутове живу, в трёх десятках километров от Тимирязевской Академии?
Итого: 6 линий называют по цветам, практически все диаметры зовут именно так; 3 линии по названиям, это совсем локальные линии или кольцевая; 3 линии по названиям или цветам, из них — практически все радиусы.
Вывод: именами зовут лишь локальные, районные линии, диаметры предпочитают называть по цветам. Разберёмся с цветами.
2. Цвета. Отличная идея, яркая — называть линии по цветам. В Чикаго не так давно переименовали свои 8 линий — вместо сложных названий по районам перешли к запоминающимся цветным названиям. Отличная идея для Чикаго. Но, увы, для Москвы с 12 её линиями уже поздно. Все однозначно интерпретируемые подавляющим большинством людей цвета уже разобраны (разве что чёрный и розовый, но чёрная линия в Москве вряд ли будет по суеверным соображениям). Для Каховской и Бутовской линии уже не нашли однозначно интерпретируемых цветов. Опять голубой для Бутовки, и кому-то морской волны, кому-то опять зелёный, кому-то ещё что, короче неоднозначный цвет для Каховки.
По названиям зовут только локальные линии, цвета у нас закончились. Что остаётся?
3. Номера. Вячеслав тут приводил список городов, где используют имена собственные в названии линий. Список странный – зачем нам смотреть на Белград с его аж одной строящейся веткой, если у нас линий едва ли не больше, чем во всей Восточной Европе. Давайте лучше посмотрить на города, где линий больше или столько же, как у нас. Именно этот опыт должен быть интересен Москве.
Нью-Йорк — номера. Париж — номера. Берлин — номера. Токио — имена собственные. Мадрид — номера + названия обеих конечных (для Москвы ужасный вариант, посмотрите на СЛ или СТЛ). Лондон — имена собственные. Причём первая тройка с наибольшим количеством линий.
Мне лично ясно, куда надо двигаться.
4. Итог. Я – за постепенное задвигание нынешних названий и активный пиар номеров линий с полной сменой названий на номера в перспективе. Стоит сохранить как дополнительные названия Филёвской, Бутовской (локальные линии), Кольцевой (понятно). Каховка и Люблинка, надеюсь, кардинально сменят свой статус и утратят нынешнее название. Таганско-Краснопресненская линия или Серпуховско-Тимирязевская линия — никому не нужные монстры. Людям будет приятнее ездить по 7-й или 9-й линии. И, конечно, не нужно называть АПЛ Измайлово-Строгинской, Митино-Гольяновской или ещё какой-нибудь Первомайско-Крылатской, даже метрофанаты не могут договориться — как это называть, что уж о пассажирах говорить. Ну и Сокольнической станет только лучше, если она заслуженно станет именоваться Первой.
5. Уточнение. Тут говорилось об историчности названий линий и о том, что горожане к ним привыкли, не надо менять. Я с этим тезисом полностью согласен, но… в отношении станций. А в отношении линий считаю эти тезисы не существенными. Станция — это инженерное сооружение, зачастую памятник архитектуры, городская доминанта, им важны названия. Линия — это просто-напросто маршрут поезда (хотя некоторые линии, например, Сокольническая или Люблинская представляют собой прекрасный архитектурный ансамбль). Станция – это важнейший для всех горожан, даже для автомобилистов, городской топоним и ориентир. Даже самое несуразное и не привязанное название станции сразу становится главным топонимом и определителем района. Никто не говорит, «живу в Мазилове» или «в Михалкове». Говорят: «живу на Пионерке» или «на Войковской». Ну а названия линий такой власти не имеют, большинство их зовут по цветам, и, собственно, названий никто и не помнит.
Буду рад оппонентам.
P. S. Вышесказанное относилось к Москве. В остальных городах бывшего СССР, где до десятка линий бесконечно далеко идеально называть по цветам или по цвету+номеру.
|
|
|
|