x
 
Слава Кузнецов
18 августа 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Если дизайн лондонской схемы метро Генри Бека так хорош, то почему нельзя использовать его принципы при создании всех транспортных схем в мире?

Первая часть


Принципы лондонской схемы Генри Бека, такие как отказ от привязки к географии и приведение линий к углам по 45°, были ответом на растущую сложность и размер метро. Со временем они нашли применение во многих схемах мира. Однако у каждого города и транспортной системы свои особенности, которые требуют особых решений.

Нет ничего бессмысленнее такой «схемы метро» (это Самара):


Она мало что добавляет к простому перечислению станций:

Российская · Московская · Гагаринская · Спортивная · Советская…

Намного лучше было бы провести линию метро по подробной карте города с улицами и основными маршрутами другого транспорта.

Возьмём Нью-Йорк. Здесь большое и сложное метро: у поездов есть маршруты, которые, к тому же, обозначаются и цифрами, и буквами. В 1972 году Массимо Виньелли создал схему с углами по 45°, где каждый маршрут изображён отдельной линией:

Схема и реальность: как появилась лондонская схема

Использовать пеньки для остановок здесь не вышло бы: маршруты идут «пучками», но некоторые остановки есть не у всех маршрутов пучка. Когда остановка есть, стоит чёрная точка:

О пеньках для обозначения станций

Лондон может использовать пеньки — поезда всех линий пучка останавливаются на станции:


Эти точки очень навязчивы, но помогают слабо: нужно быть очень внимательным, чтобы заметить, что нужной тебе остановки нет.

Множество остановок называются номерами улиц. В таком мелком размере они почти неотличимы, и в отсутствие географической привязки глазу вообще не за что зацепиться. Схема Виньелли не прижилась, и это самый близкий к лондонскому дизайн, который видел Нью-Йорк.

Успешным оказался дизайн Майкла Херца 1979 года — с парками, водоёмами, основными улицами и названиями районов:

Иллюстрация из интервью с Майклом Херцем

Родственные маршруты здесь обозначены одной линией, а у остановок просто перечислены маршруты, которые там останавливаются. Cовременная схема использует тот же принцип. На этом фрагменте на 18, 23 и 28-й стрит останавливается только 1-й маршрут красной линии, а на 14 и 34-й — все три:


Неэлегантно, зато железобетонно.

Схему Виньелли упрекали в излишней абстрактности. Но Херц знал, что делать географичную схему — значит крайне неэффективно использовать площадь формата. Его дизайн — большой обман. Схема только выглядит географично, но на самом деле содержит всевозможные искажения, чтобы всё упихнулось:

На Гугль-картах

На схеме метро

Продолжение

P. S. Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

3




Недавно всплыло

1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 1 Правдивость 3