x
 
Слава Кузнецов
1 сентября 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Если дизайн лондонской схемы метро Генри Бека так хорош, то почему нельзя использовать его принципы при создании всех транспортных схем в мире?

Вторая часть


В первой части мы рассмотрели особенности нью-йоркской схемы. Наличие у поездов метро маршрутов, а также особенности местной географии и топонимики сделали там невозможным использование лондонских принципов. Но даже идейно близким к бековской схемам приходится подстраиваться под потребности их городов во многих деталях.

В городах, где направления линий идентифицируются по конечным станциям, есть потребность в их выделении на схеме:

Париж

Барселона

Конечные выделены жирным, снабжены крупными кружками с номерами линий

Конечные подписаны на плашке цвета линии

В Лондоне ничего подобного нет: это не имеет смысла, направления определяются по сторонам света. Если в Москве внедрят ориентацию по конечным (надеюсь, не внедрят), им, скорее всего, тоже не потребуется особое выделение, ведь почти все конечные находятся на краях схемы и прекрасно видны.

В Осло линии метро проходят через центр толстым пучком. Одна из них содержит петлю и проходит многие остановки дважды на своём пути — один раз как 4-я, и ещё один раз как 6-я. Превращение линии из 4-й в 6-ю изображается градиентом:

Осло

Конечные станции как ориентир в метро

Ещё особенность: на станции «Гуллеросен» поезд останавливается только в одном направлении

В Москве своя особенность: в силу исторического кретинизма станции имеют разные названия в зависимости от линий. В Лондоне Беку было достаточно поставить и подписать один кружок на пересечении нескольких линий, а в Москве изображение переходов превращается в отдельную проблему.

Кроме того, в отличие от лондонского или парижского метро, схеме московского приходится дублировать названия латиницей. В результате количество надписей, которые необходимо разместить, вырастает в разы:

Лондон

Москва

Пересекаются 6 линий, достаточно 1 надписи

Пересекаются 4 линии, необходимо 8 надписей

На огромной лондонской схеме нет ни одного пересечения между линиями и названиями станций. Чтобы соблюсти подобное требование в Москве, пришлось бы уменьшить кегль до микроскопического и сильно усложнить геометрию линий. Поэтому Москве приходится иметь отсутствующий на лондонской схеме графический приём для помещения надписи над линией — прозрачную плашку.

Кстати, на оригинальной схеме Бека надписи иногда пересекали линии, в этом случае линии разрывались (см. «Марлибен» слева, «Фаррингдон» справа):

Деление на зоны оплаты (серые облака) появились в Лондоне уже после Бека:

В Москве стоимость проезда не зависит от станций, поэтому такого не надо.

У каждого города и транспортной системы полно особенностей, которые делают невозможным использование общих графических принципов в их схемах. Ещё одно соображение — в следующем совете.

P. S. Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

3




Недавно всплыло

Почему дизайнер должен уметь писать текст? 8 Правдивость 4 Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 1