А. Г. |
Я расскажу о нескольких известных мне стратегиях редизайна, уменьшающих риск провала. Построить рядомСамое прямолинейное и оттого не всегда очевидное решение — вообще не трогать работающий продукт, а создать совершенно новый. В 2007 году у Эпла не было своего телефона, и менять было нечего. Первый Айфон оказался «рядом» с другими продуктами Эпла и телефонами других производителей. Это самый безопасный способ революции, если революция вообще может быть безопасной. Обычное дело, когда Адидас добавляет в ассортимент ещё одни кроссовки. Но, оказывается, эта стратегия применима к сайтам и сервисам.
Бюро пользуется Бейскемпом с 2009 года. Если бы нас перенесли во вторую версию насильно, велика вероятность, что мы бы бросили сервис. Во второй версии нельзя указать телефоны и мессенджеры сотрудников, нельзя разбить сообщения в проектах по тегам или рубрикам, нельзя даже просто увидеть список сообщений — только вперемешку с тудушками. Нас бы захлестнули эмоции,
Но мы переехали в новый Бейскемп примерно через год, потому что он работает быстрее. Нам Выход каждого нового Бейскемпа привлекает новых пользователей. Некоторые старые пользователи переходят, некоторые остаются — но это неважно, если они продолжают платить. А если старым пользователям станет «тесно» в их устаревшем Бейскемпе, они не уйдут сразу, а сначала посмотрят на новые продукты знакомой компании. Неожиданно и не вполне понятно для покупателей осенью 2017 года Эпл анонсировал сразу две модели — традиционный Айфон 8 и более революционный Айфон X. Конечно, Эпл уже выпускали рядом с основным Айфоном младшие модели и модели с большим экраном, но чтобы одновременно представили две основные модели разных поколений — такого ещё не было:
Айфон X отличается от предыдущих моделей гораздо сильнее, чем все предыдущие поколения друг от друга. Вся передняя поверхность превратилась в экран, исчезла кнопка «Хоум», которая находилась на месте десять лет, изменились способ разблокировки, жесты и конфигурация экранов, телефон дороже предыдущих. Если бы Эпл презентовали одну модель, пользователи лишились бы выбора и многие начали бы бунтовать Но одновременно с «Иксом» Эпл анонсировали традиционную по дизайну — и цене — модель 8, которая практически не отличается от предыдущих телефонов. Этим ходом Эпл убили несколько зайцев. Айфон 8 поступил в продажу на месяц раньше. Пользователи, которые не могут дождаться Айфона X, потратят деньги на Айфон 8. Будущие продажи подстраховываются на случай неуспеха Айфона X. Эпл даёт выбор своим пользователям — а это сильно меняет их отношение к нововведениям. У Эпла даже остаётся в запасе номер «Айфон 9», если спрос традиционалистов вдруг не будет удовлетворён. Построить рядом — сильный ход. Построить сверхуНадёжно строить систему слоями: фундамент, цоколь, этажи, крышу. По слоям строятся дома, операционные системы, сетевые протоколы, учебные программы. Каждый следующий слой не разрушает старый, а опирается на него и пользуется его ресурсами.
Компания « Сервис целиком состоит из одного окна, в который бухгалтер бросает файлы с отчётами. В центре даже нарисована огромная мишень. Файлы попадают в сервис, проходят техническую проверку, и если всё хорошо, бухгалтер может отправить их в налоговую инспекцию одной кнопкой. Но в следующей версии в «Актионе» придумали сообщать бухгалтерам об изменениях в законодательстве и помогать им исправить ошибки в документах. Первым делом дизайнер разделил окно на две части и добавил сбоку огромный назойливый список рекомендаций: Огромная колонка превратила бы лёгкий дополнительный сервис в монструозную систему. Но прятать по умолчанию рекомендации тоже нельзя — их смысл в том, чтобы остановить бухгалтера, если он не перепроверил свои отчёты. Поэтому рекомендации вынесли как бы в отдельный ненавязчивый слой: оформили в небольшой модуль и поместили в угол рядом с неотправленными отчётами, к которым они относятся. |
|
Есть рекомендации |
При наведении |
Рекомендации не просто приклеились к неотправленным отчётам, они связаны с ними функционально. При наведении на проблемный отчёт в списке подсвечивается нужная рекомендация. Проектирование слоями не только помогает безопасно внедрить новый дизайн, но и подготовить фундамент, чтобы редизайн стал в принципе возможен. Предположим, вы директор издательского дома, у которого есть сорок печатных журналов и газет со своим дизайном, форматом и редакциями. Вы задумали создать новый бизнес — подписку на электронные версии этих журналов и газет. Все редакции утверждают, что их издания не имеют ничего общего с другими изданиями холдинга и им требуется свой особенный дизайн. У вас большой отдел разработки, вы разбираетесь в дизайне и у вас на примете отличное дизайнерское бюро, которое может разработать и общий интерфейс читалки, и дизайн отдельных изданий. Каким будет ваш первый ход? Если ваш первый ход — разработать интерфейс читалки и уникальный дизайн для изданий, чтобы запустить продукт, то вы не Алексей Стариков, а ваш издательский дом — не Актион. В 2010 году в Актионе сначала построили и запустили универсальный шлюз, который перемалывал разноформатные файлы вёрстки выпусков изданий в обычный текст с иллюстрациями, разбивал его на статьи и сохранял в базе данных. А сохранённые статьи выводил в виде плоской ленты ссылок в одинаковом для всех изданий дизайне — несмотря на бурные протесты редакций: Если бы каждым журналом занимались по отдельности, вместо одного проекта пришлось бы реализовать сорок. Но когда Актион обратился в бюро за дизайном, там уже проделали главную работу: преодолели технические трудности, сопротивление редакций и построили фундамент системы, которую теперь можно было развивать централизованно. Нам оставалось лишь придумать универсальный интерфейс читалки, «упаковать» Это был один из моих главных уроков дизайна продуктов. В совете о целостности я писал, что это дизайн более высокого уровня — система проектируется не на одном «чертеже», а на многоэкранной схеме — во времени. Каждый «экран» представляет собой работоспособное состояние системы на выбранном этапе развития. Ниже представлена упрощённая многоэкранная схема развития экосистемы Эпла в течение последних пятнадцати лет. Для упрощения картины я исключил планшеты, часы и будущие телевизоры — логика их появления и взаимодействия с другими подсистемами мало чем отличается от генеральной линии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Планировать целостную систему на пятнадцать лет вперёд необязательно. Достаточно представлять себе горизонт запуска нескольких ближайших продуктов и подсистем, их связь и роль друг для друга. ПодготовитьЛюди болезненно реагируют на изменения, если они происходят неожиданно. Если люди не могут повлиять на ситуацию, они часто теряют и контроль над собой. Соответственно, чтобы помочь людям принять изменения, нужно убрать неожиданность, дать привыкнуть к новому и, конечно, «образовать» их — подробно рассказать о смысле и пользе изменений в их мире. Публикация Более сложная схема — постепенно запускать новые функции на часть аудитории.
О новом дизайне можно подробно рассказать на презентации, в посте или почтовой рассылке пользователям. Непосредственно в продукт полезно встроить специальные обучающие элементы, которые рассказывают о новых функциях и возможностях: Создать ажиотажВ книге «Эмоциональный дизайн» Аарон Вальтер рассказывает, как в 2010 году Твитер радикально поменял дизайн. Поскольку на кону было многое, процесс был медленный и осторожный.
Пользователи, которых пригласили, почувствовали себя особенными. Те, которых не пригласили, почувствовали предвкушение, услышав реакцию счастливчиков. Интересный нюанс: даже тех, кому повезло, не заставляли переходить в новую версию. Право на «нет» даёт пользователям ощущение контроля и меняет тон их реакции. Сделать хорошоЕсли решить настоящую проблему людей, у них будет меньше поводов сопротивляться изменениям. |
P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о дизайне продуктов, работоспособных системах, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы. |