x
 
Владимир Никитенко
17 ноября 2008

Недавно решил попробовать рисовать и столкнулся с проблемой определения твердости грифеля карандашей, стоящих в карандашнице или лежащих на столе. Обозначения Н, НВ и т. д. почти никогда не видны. Казалось бы, мелочь, но раздражает. Приходится постоянно вытаскивать их по очереди, чтобы увидеть маркировку и найти нужный карандаш. Если они лежат на столе, то вероятность видимости маркировки 1:3, так как граней шесть, а прочесть обозначение (без совершения каких-то действий) можно только с двух.

У круглых карандашей видимость такая же.

Предлагаю вдоль оси карандаша наносить спиралью полоску, толщина и количество витков которой зависят от твердости грифеля. Чем он тверже, тем тоньше полоска и тем больше витков, потому что более твердый карандаш рисует более тонкую линию и медленнее стирается. Саму спираль видно независимо от положения карандаша и степени его истертости.

Возможно, я не первый, кому это пришло в голову, но ничего подобного в сети я не нашел.



Ход мыслей поддерживаю: плохо использовать для маркировки задний конец карандаша, т. к. он может быть скрыт в карандашнице, и плохо использовать передний конец, потому что он затачивается. Значит, вся поверхность карандаша должна сообщать нам о своих свойствах.

На ум приходят цветные карандаши, цвет корпуса которых соответствует цвету грифеля.

Как обозначить мягкость карандаша? Ваш способ хорош, но обладает недостатком — он недостаточно универсален. Вы навязываете производителям конкретное оформление. Почему не волны, не пунктиры или не кружочки? Наверняка существуют карандаши «просто со спиралями».

Что еще можно использовать? Я бы предложил менять количество граней корпуса. Чем мягче карандаш, тем меньше у него граней, чем тверже — тем их больше. Самый твердый, предельный карандаш — круглый в сечении:

Кстати, ширина грани играет здесь ту же роль, что и толщина линии в вашем решении.

Подозреваю, что в Кохиноре придерживаются примерно того же хода мыслей. Кажется, все треугольные карандаши в их каталоге — мягкие.

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор закрыт. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Андрей Ситник
17 ноября 2008

А четырехгранный карандаш удобно держать в руке? Думаю, граней шесть как раз для эргономики.


17 ноября 2008

Большинство источников утверждают, что грани на карандашах сделаны с целью предотвратить скатывание со стола. Правда, расходятся во мнении относительно автора изобретения: то ли граф Фаберкастл (http://www.designboom.com/contemporary/fabercastell.html), то ли Эбенезер Вуд (http://www.actontrails.org/EAPencils.htm).

Так или иначе, я думаю, что количество граней не влияет радикально на усталость руки. Интересно, что квадратные и прямоугольные карандаши делают в Японии. А там хорошо понимают, что удобство — это необязательно повторение анатомической формы. Сравните рукояти европейского и японского кухонных ножей.

Также имеет смысл вспомнить, что художники держат карандаш не так, как обычные люди держат пишущий инструмент (тремя пальцами, концом вниз). Художники держат его между большим и указательным пальцами, грифелем вверх.

Впрочем, все эти умозрительные построения требуют проверки.

Евгений Чернов
17 ноября 2008

Проблема, конечно, преувеличена. Мало кто оперирует более чем двумя карандашами одновременно. Но по сути:

Действительно, шесть граней удобно держать в руке. Нам нужны только три из них. Faber Castel выпускает трехгранные карандаши. Круглые катаются по столу и от них устают пальцы.

Я бы предложил менять цвет древесины (пропиткой), либо наносить нижний слой кодирующей краски. В обоих случаях цвет обнажится при заточке под углом.

В крайнем случае, карандаши можно кодировать местоположением относительно друг друга.

Многие предпочитают использовать цанговые карандаши, когда можно иметь несколько постоянных корпусов и метить их как угодно.

Алексей Ларченков
17 ноября 2008

В решениях Владимира и Артема есть один недостаток, которого нет при маркировке буквами — иногда трудно определить на глаз или на ощупь, какой карандаш мягче.

Рисуем мы карандашом B. Пусть нам нужно использовать карандаш, который немного тверже (HB). Чтобы его определить, надо грани считать сидеть — пять их или шесть? Ладно еще, если по одному карандашу одной твердости в наборе, а если их куча? Так же и с толщиной линии — «соседние» по твердости карандаши практически неразличимы.

Саша Сергеев
17 ноября 2008

В Америке в хозмагазинах выпускают карандаши для плотников, которые можно назвать плоскими. Вытянутый почти на сантиметр карандаш 3 мм в толщину с похожей формой грифеля. Их на удивление удобно затачивать ножом или рубанком.

Любая отличная от круглой форма карандаша в офисе будет создавать проблемы пользователям стандартных механических или некоторых автоматических точилок.

Владимир Никитенко
17 ноября 2008

К вопросу о форме карандашей. Проведите эксперимент. Скатайте из пластилина трубочку толщиной чуть больше карандаша и возьмите ее как карандаш при рисовании. Вы увидете, что получаемая форма — почти треугольная, как и у карандашей Faber Castel. Хотя эту форму и упрощают, очевидно, в интересах процесса производства.

А по поводу других вариантов маркировок — да, вы правы, я уже проштудировал некоторый материал по теме и обнаружил потенциально возможные иные варианты в виде точек (как у Faber Castel с их патентом на них).

Стоит отметить, что такой же способ маркировки можно использовать и в других случаях — например, в наборах кухонных ножей.

Алексей Мельников
17 ноября 2008

Можно попробовать сделать мягкий карандаш мягким, а твердый твердым. Технология-то уже давно позволяет делать мягкие грифели. И, вдобавок, чем мягче грифель, тем толще сделать сам карандаш (и грифель).

Юрий Солоницын
17 ноября 2008

В «некарандашных» пишущих принадлежностях, например, в рапидографах, цвет используют для кодирования толщины штриха.

В профессиональных механических карандашах (в Faber Castell, например) эти же цвета используют для обозначения толщины грифеля. А для того чтобы обозначить твердость, используют барабан, при помощи которого можно в окошке нужные символы отобразить.

http://www.fabercastell.com/….net/img/showimg.aspx?biid=28788&domid=1010 (http://www.fabercastell.com/bausteine.net/img/showimg.aspx?biid=28788&domid=1010)


17 ноября 2008

Алексей, достаточно выбрать карандаш с гранью поуже. Когда один карандаш уже в руке, это не должно представить сложности, как и в варианте Владимира.

Ким Александр
17 ноября 2008

Чем мягче карандаш — тем жирнее линия, чем тверже — тем бледнее. Значит, и маркировать надо черным цветом — 8B, и бледно серым — 8H. Остальное — градации. Традиционное обозначение на конце обязательно стоит оставить.

Иван Неслуховский
18 ноября 2008

Не забудьте только у художников спросить: часто ли возникает у них эта проблема, как они с ней справляются и какие по форме карандаши им удобно и привычно держать (-;

Евгений Чернов прав в том отношении, что одновременно используется обычно два-три карандаша и проблема не возникает как проблема.

Александр Ким справедливо заметил, что можно добавить к стандартной буквенной кодировке еще и цветовую кодировку, хотя это может быть просто приятным для кого-то дополнением.

Трехгранный карандаш… Таким только строителям, наверное, удобно линию проводить, используя щипковое положение пальцев. Многогранные карандаши все-таки приближаются к круглым в сечении, что более естественно для рисунка, но наличие граней не дает карандашу скользить между пальцев. Круглые же из-за скольжения вызывают усталость (поэтому круглыми допустимо делать только цветные карандаши, но не черные). В отличие, скажем, от пера, карандаш требует большего усилия при нажатии. А вот перьевые ручки, слава Богу, еще никто не придумал делать трехгранными, они прекрасно лежат в руке, когда цилиндрической или слегка вздутой формы. Пастельные карандаши тоже делают круглыми и иногда даже слегка сплющенными, потому что пастель легко наносится на бумагу.

Руслан Худяков
19 ноября 2008

Конечно же, карандаш должен быть граненый во избежание катания по столу, также каждый производитель оставляет за собой право красить карандаш по своему усмотрению, оформлять его полосками, кружочками, монолитным цветом и так далее, как этого требует его понимание представления собственной продукции на рынке.

Ко всему, «щупать карандаш на твердость» и тем самым пытаться отличить соседние по твердости вряд ли будет удобно, но не будет наглядно уж точно. Маркировка на одной грани, встречающаяся сейчас, тоже совсем неприемлема.

Так, может, пойти самым простым путем — принять цветовую кодировку торца и древесины?

Там, где карандаш затачивается, сквозь краску появится пропитанная нужным цветом (монолитным) древесина — белая для твердого, розовая, уже мягче, красная, еще мягче, голубая, зеленая, не суть, стандарт маркировки быстро войдет в привычку пользователей. И тот же цвет повторять на торце карандаша, тем самым, пусть он лежит на столе, в карандашнице или вообще не заточен — всегда будет понятно, какой плотности грифель.
В карандашах с резинкой на торце ни что не мешает в тот же цвет окрашивать материал резинки.

Все это позволит, не навязывая производителю узких рамок по оформлению карандаша, информировать человека о его плотности, а например, цветными полосками маркировать подобным образом упаковки грифелей для цанговых карандашей.

А если пойти дальше, то сменные кольца разного цвета, надеваемые на цанг, позволят самому рисовальщику маркировать собственные карандаши в зависимости от вставленного грифеля.

Добровенский Роман
19 ноября 2008

Я совершенно не разбираюсь в теме, но по мере прочтения советов я так и не понял одной простой вещи: почему маркированы должны быть именно карандаши? Я бы предпочел иметь простую карандашницу с достаточным количеством отсеков. Слева — мягкие карандаши, справа — твердые. Все же определение толщины грани или их количества на глаз весьма затруднительно (особенно если у художника ослаблено зрение, что не редкость).

Антон Вернигор
19 ноября 2008

Читая обсуждение, заметил разногласия по поводу того, удобен ли будет трехгранный карандаш, и обратил внимание, что я как раз таким пользуюсь. Удобен.

Обязательно стоит оставлять стандартную маркировку, чтобы можно было определить абсолютное значение твердости, а не только относительно других карандашей в наборе (мне нравится, когда на карандашах без резинки ее дублируют на торце — удобно выбрать нужный карандаш из коробки).

Сергей Мамылин
19 ноября 2008

Роман, вы забываете, что «неразборчивость» в карандашах — аргумент в пользу неполучившегося рисунка :)

…Ну, и карандаши быстро стачиваются — а точить-то неохота,— а также они часто любят жить в виде скоплений, дополняя легкий рабочий хаос.

Однако тут, как мне кажется, изначально задачу следовало поставить чуть иначе: вопрос ведь не в том, как маркировать существующие варианты, а — почему многие производители ограничивают себя лишь букво-цифрой?

На мой взгляд, использование карандашей — дело индивидуальное. Поэтому выбрав и полюбив одну марку, вряд ли стоит ожидать быстрых перемен. К ним привыкаешь; осваиваешь.

Иными словами, я не вижу смысла ни в чрезмерной унификации, ни причин, по которым нельзя было бы придать уникальность каждой серии отдельного производителя. И будь то пропитка, продольные узоры, ободки или бантики — все сгодится, если при этом дифференциация по Н/В будет эффективной, но не навязчивой, и сохранит общий стиль.

И еще, кажется, есть сильная зависимость между эргономичностью, количеством граней (круглый можно считать их бесконечностю (или единственной?:)) и размером сечения карандаша: по себе знаю, что чисто круглые — к пишущим ручкам тоже относится — удобны только при оптимальном размере, для меня в районе 0,5 см; чуть больше, чуть меньше — тащи грани! И чем дальше от оптимума, тем их меньше. А что говорит анатомия строения кисти: чем определяется «свой размер»?


20 ноября 2008

Why don’t surgeons use hexagonal equipment for their delicate work—if they require such precision, you would think they would have switched from round?

Из интересного обсуждения формы карандашей в авторитетном карандашном блоге:
http://www.penciltalk.org/2008/01/round-pencils

Федот Березной
21 ноября 2008

В наборах простых (черно-графитных) карандашей «Конструктор», выпускавшихся в советское время, было установлено соответствие твердости карандаша и цвета его «рубашки». ТМ — синий, 2Т — светло-коричневый и т. д. Остальные просто не помню. Было удобно.

Нашлось фото: http://sfrolov.livejournal.com/43874.html

ТМ был синим и в 1958-м и в 1982-м. Чешские Koh-I-Noor в это же время были все одинаково желтые, но с буквенной пометкой. Пока в руки не возьмешь — не поймешь. Теперь и у нас такие. С «натуральным цветом корпуса» или «цвет в ассортименте».

Олег Истомин
28 ноября 2008

А почему нельзя просто написать твердость карандаша по всему стержню на всех гранях? А если еще совместить с тональной раскраской, то точно никогда не спутаешь.

Владимир Мельник
7 декабря 2008

Самые удобные — это 3-хгранные карандаши с закругленными гранями.

Георгий Культуриди
10 декабря 2008

Рисую нечасто, но всегда несколькими карандашами с различной твердостью. Проблем с определением не возникало никогда, потому как грифель нормально заточенного карандаша различается «на лету»: чем тверже — тем тоньше грифель, чем мягче — тем грифель толще. Конечно, только если рядом не лежат 2B, 3B, 4B.

Так же другой принцип: чем чаще пользуешься каким-то карандашом, тем быстрее он стачивается, а это тоже отчасти решает проблему (конечно, если не затачивать все карандаши вместе :)

Владимир Никитенко
11 декабря 2008

Георгий! Вы хотите сказать, что проблемы определения твердости вообще нет и никакая маркировка, соответственно, не нужна вовсе. Но если бы это было так, то не существовало бы методов решения этой проблемы, которые получили широкое распространение.

Различия в толщине грифелей настолько ничтожны, что увидеть разницу даже с расстояния в 30 см непросто и уж точно требует не слабой фокусировки зрения и внимания. А это плохо.

Георгий Культуриди
12 декабря 2008

Да нет, я не против маркировки, даже за маркировку. Но в половине случаев (если, конечно, не рисовать одновременно всем набором карандашей) проблема выбора сводится практически на нет.

Владимир Никитенко
12 января 2009

Считаю уместным сообщить о том, как идет процесс реализации. В начале декабря была подана заявка на полезную модель, и я разослал нескольким карандашным фабрикам предложение реализовать идею. В конце декабря пришел ответ от Faber Castell. Кроме шелухи о признательности за активность в совершенствовании их продукции обозначена одна проблема. Они выпускают только трехгранные и шестигранные карандаши и технически не могут нанести на них спираль. Посоветовали обратится к тем, кто выпускает круглые карандаши. И еще сказали, что это оформление не соответствует их корпоративному стилю. Учитывая довольно широкий охват формулы заявки в Роспатент, уверен, что можно создать дизайн самых разных стилей которые можно использовать на любых карандашах. Например, в стиле Beeline.

Ответа от двух российских фабрик я не получил.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Задумался, как сделать такие ключи, чтобы наощупь было понятно, какой от какого замка 27 10 дизайнерских товаров японских студий 2 10 дизайнерских товаров японских студий 1 10 дизайнерских товаров японских студий




Недавно всплыло

Хочу научиться сторителлингу 12 4 Как найти себе замену 1 2