А. Г. |
Инструкторы по вождению учат новичков не выжимать сцепление на наклонной или скользкой дороге — если отключить тягу мотора, машина превратится в неуправляемую телегу на колёсах. Это сравнение неслучайно — телегу нельзя назвать полноценным механизмом, пока в неё хотя бы не запрягут лошадь. Без источника энергии — это мёртвый предмет. Похожая аналогия в лекции Георгия Щедровицкого об организационном управлении:
Управлять можно только тем, что имеет собственную энергию. Чтобы управлять системой, нужно сначала сделать её работоспособной, изменив или достроив её формулу. В ситуациях из предыдущих советов не хватает
Помните хитрый шкаф героя Курта Рассела из предыдущего совета? Немецкий изобретатель изготовил настоящий — да ещё и с электроприводом: «Добавить моторчик» — самый примитивный способ повысить управляемость. Помните пример со шторкой — способ управлять прозрачностью окна? Если добавить к ней электромотор, электрошторка задвинется сама. Но системы, в которые просто добавили мотор, обычно дороги, ненадёжны и неэффективны — ведь принцип действия не изменился, а механизм усложнился. Вспоминаются хитроумные кабинеты злодеев из фильмов про Джеймса Бондов — с вращающимися стенами и столами, выдвигающимися экранами и проваливающимися полами. Такие механизмы эффектно смотрятся в кино, а в жизни будут постоянно ломаться. Поэтому эффективнее «добавлять энергию» не механически, а на уровне формулы и принципа действия. Например, электрохромное стекло меняет оптические свойства при подаче электрического напряжения:
Это вам не механизированная шторка: Немного забежим вперёд. Интересно сравнить электрохромное стекло с фотохромным. Фотохромное стекло окрашивается под воздействием света и используется, например, в А пока ещё несколько примеров повышения управляемости добавлением энергии или взаимодействия. Сначала, по нашей традиции, из техники — чтобы управлять веществом, нужно добавить источник энергии:
Неуправляемые пузырьки стали послушными под действием силы. Можно ли найти аналогии в дизайне? Человек — слабоуправляемый элемент систем. Поэтому добавить кнопку в интерфейс недостаточно для управления. Нужно добавить энергию — мотивацию: Смертные грехи выступают как источники энергии. Умные спортивные часы «Найк+» не только предлагают специальный «интерфейс бега» с секундомерами, дальномерами и пульсомерами. Они нарочно вызывают у владельца муки совести, тщеславие и зависть, чтобы тот пробежал положенные километры: |
|
P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы. |