x
 
Артём
10 июля 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите об управляемости.

(Часть восемнадцатая: инструмент дизайнера)


Человек стремится к контролю и повышает управляемость всех систем, процессов и продуктов. С другой стороны, в любой системе есть потенциал к повышению управляемости. Как и динамизация, закон повышения управляемости зачастую предсказывает изменения продуктов.

Поэтому повышение управляемости — инструмент дизайнера продуктов и услуг. Нужно взять любой объект и задать себе вопросы: хорошо ли он управляется? Как им управлять? Какие элементы в нём не управляются вовсе? Если сделать неуправляемое управляемым — что из этого выйдет полезного?

Посмотрим на любой неуправляемый предмет — например стол. Представим себе, что он или его часть теперь может управляться. Для удобства воспользуемся стадиями повышения управляемости из предыдущих советов:

Приём Результат
Видоизменить элемент: сделать прозрачным, намагнитить, нагреть, зарядить, маркировать
  • Стеклянная столешница упрощает работу дизайнера интерьера: подходит к любому стилю, защищает старую деревянную столешницу, делает заметнее красивый ковёр.
  • Стол с нагретой столешницей или её частью поддерживает блюдо горячим.
Добавить элемент
  • Стол с отверстиями-ручками в столешнице удобен для переноски и использования на открытом воздухе.
  • Стол на колёсиках удобно перемещать в помещении.
Добавить взаимодействие или источник энергии
  • Если подать под давлением воздух, получится аэрохоккей.
  • Если, наоборот, высасывать воздух, получится обеденный стол для космической станции, улавливающий крошки.
  • Стол с подсветкой круто смотрится в баре или клубе.
  • Столешница отталкивает пыль переменным электрическим полем.
Добавить подчинённую формулу
  • Стол с индивидуальной подачей кипятка или пива из краника ускоряет обслуживание в кафе.
  • Стол с розетками, УСБ-портами или индуктивной поверхностью удобнее для работы и спасёт от лишних проводов.
Добавить параллельную формулу
  • Стол с сенсорным экраном развлекает компанию, упрощает совместную работу.
Заменить взаимодействие
  • В Коворкафе можно работать не за столом, а сидя на пуфике.
  • Киоск кормит людей не за столиками, а прямо на прогулке.
  • В космосе стол удерживает еду не гравитацией, а в специальных ячейках на ремешках.
Применить спецэффекты
  • Стол из льда — идея для зимнего гуляния или праздника.
  • Стол с электрохроматической плёнкой и управляемой прозрачностью пригодится для интерактивной выставки в музее, чтобы прятать экспонат до нужного момента.
Динамизировать
  • Стол с управляемой высотой позволяет чередовать работу сидя и стоя.
  • Складной стол подстраивается под количество гостей.

Если вы помните, рассказ о повышении управляемости я начал с истории о шкале температуры на сайте «Яндекс-погоды»:


Отметка просто указывала на текущую температуру. Но что если бы нам захотелось изменить эту температуру? Так на Яндексе появилась шуточная идея «выбора погоды». Вопрос «как сделать это управляемым?» часто помогает решить задачу.

В бюро традиция украшать сайт к Новому году. В разные годы у нас на сайте был и снеговик в логотипе, и мигающие ёлочные лампочки, и новогодние игрушки на иллюстрациях в портфолио. А в конце 2011 года мы опомнились на последней неделе — надо было быстро найти и воплотить идею. Тогда главная страница выглядела так — хронология работ в портфолио прокручивалась по горизонтали ползунком:


В 2011 году гулял мем «Нян-кошка». В бесконечном видеоролике кошка летела сквозь звёзды с реактивной радугой из одного места. Пиксельные звёзды сверкали салютом. Коллеги-бюрошники предложили несколько эскизов — с летающей кошкой в логотипе, радугой, звёздами и анимацией. Кошка никак не вписывалась в страницу и не производила впечатления — как просто неуместная картинка.

Нужно было быстро найти приём, который был бы интересен людям, с которым они захотели бы поиграть. Я спросил — как использовать управляемость? Какой элемент страницы уже используется для управления? Ответ был на виду — ползунок прокрутки работ. Отлично, пусть ползунок не только прокручивает работы, но и включает праздничный салют из звёзд. А внимание к нему мы привлечём новогодне-рождественской раскраской:

Эффект с простой гифкой прикрутили за пару часов — а посетители сами почувствовали себя в роли «Нян-кошки».

Управляемость легла в основу идеи инсталляции на Площади федерации в Мельбурне:


Любой желающий может попасть на гигантский экран и помахать остальной толпе.

Интерфейсы всегда имеют потенциал для повышения управляемости.

Британский интернет-магазин показывает цену в фунтах. А если посетитель хочет увидеть её в другой валюте? Понятно, что нужно сделать валюту управляемой:

Интернет-магазин «Лавишустринг»

Ещё лучше сделать её самоуправляемой — пусть настраивается автоматически в зависимости от географического положения посетителя сайта. По желанию он потом настроит валюту сам.

В экранных таблицах иногда используют чересполосицу, чтобы выделять строки в длинных списках. Но какими бы бледными ни были полоски, от них рябит в глазах.

А как сделать полоски управляемыми? Полоски заранее нанесены в таблицу, что создаёт общий шум. Но нам нужна полоска именно на той строке, на которую мы смотрим. Пока компьютер не умеет следить за направлением взгляда, сделаем шаг назад от идеального результата. Пусть строка перемещается вместе с курсором:

Было Стало

Страница результатов поиска, или поисковая выдача, или «серп» на техническом сленге (англ. search engine results page) — мощная работоспособная система. У неё есть рабочая формула (вопросы людей и технический способ на них ответить), ресурсы (аудитория, индексируемые сайты и доходы от рекламы), целостность (благодаря контексту реклама проникает в нужное время нужному человеку). Выдача динамична — результаты обросли дополнительной информацией об адресе и времени работы компаний, обновляются по мере набора запросов и прокрутки страницы, зависят от личных предпочтений и истории пользователя. Выдача полисистемна — включает результаты из разных сервисов: картинок, товаров, новостей. Неизбежный следующий шаг — повышение управляемости.

Всё, что сегодня можно сделать с результатами поиска — это кликнуть в них и перейти на страницу. Но что если результаты станут управляемыми? В 2014 году Яндекс запустил экспериментальные «Острова» — выдачу с интерактивными блоками, которые могли создавать сами сайты: регистрация на рейс, выбор зимних покрышек, вызов такси, отправка курьера. Вместо того чтобы переходить на сайты, пользователи могли начать взаимодействовать с ними сразу. У «Островов» был потенциал создать новый рынок разработки вместо сеошников. К сожалению, по каким-то причинам Яндекс закрыл проект после смерти сооснователя Ильи Сегаловича.

Интерактивный блок поиска билетов на Гугле — от «Островов» не осталось даже скриншотов
  • Управляемость как инструмент дизайнера

Повышение управляемости как инструмент дизайнера:

Сделать неуправляемое управляемым

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Дизайн продуктов — дисциплина Школы руководителей. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите об управляемости: экосистема 1 Расскажите об управляемости: самоуправление Расскажите об управляемости: интерфейс Расскажите об управляемости: программа 2




Недавно всплыло

Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 3 1 1