x
 
Александр Глушаков
12 сентября 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Сделал схему движения автобусов и троллейбусов для своего города. Получилось довольно запутанно. В основном в этом виновата плохо продуманная транспортная система. Но всё-таки хотелось сделать схему, которой можно пользоваться.

Покритикуйте пожалуйста результат.

Небольшой рассказ о создании схемы


На курсе «Пользовательский интерфейс и представление информации» мы обсуждаем разницу между визуализацией данных и визуальными манипуляциями. Кто-нибудь из участников обязательно защищает круговые диаграммы или слишком контрастные цвета, говоря, что они «нагляднее», лучше запоминаются или быстрее доносят до читателя нужную мысль.

Но хорошая, честная визуализации — инструмент анализа, а не пропаганды. Визуализация помогает увидеть связь между цифрами и фактами, разобраться в явлении, сделать открытие. Если вывод уже сделан, а данные мы используем просто для повышения его убедительности, то это просто другой жанр.

С этой точки зрения, схема, действительно, показывает, что транспортная система запутанна. Её можно использовать как инструмент транспортного планирования.


Например, видно, что почти везде маршруты идут очень толстыми пучками. Из нескольких маршрутов, останавливающихся на остановке, мне может подходить только один. И если к остановке автобус или троллейбус подходит каждые пять минут, своего я всё равно буду ждать полчаса.

Ситуацию можно улучшить, объединив часть маршрутов. Например, из 3 и 37 оставить только 37, заставив тех, кому надо с Вокзала на Силикатный завод, пересаживаться на 14-й на Профсоюзной. Это позволит перевести освободившиеся с 3-го маршрута машины на 37-й и существенно сократить время его ожидания, компенсировав неудобство от пересадки. Разумеется, решение о том, какие именно маршруты объединять, нужно принимать, проанализировав их загрузку, а не просто глядя на картинку. Картинка просто помогает понять, с чего начать анализ.

Но как транспортная схема для пассажира эта картинка работает плохо, и ссылаться на запутанность самой системы тут ни к чему. Тафти пишет:

Clutter and confusion are failures of design, not attributes of information

У визуализации транспортной системы для пассажира задача не в том, чтобы показать ему её сложность, а в том, чтобы помочь в ней разобраться, какой бы сложной она ни была. В вашем случае пучки уже воспринимаются просто как разноцветные шлейфы. Проследить за отдельными машрутами, а тем более спланировать поездку с пересадкой почти невозможно.

Чтобы стало легче на вид, я предлагаю попробовать объединить родственные маршруты на схеме. То есть отказаться от соответствия «один маршрут — один цвет» и сделать так, чтобы один цвет мог быть у двух или трёх разных маршрутов. Например, нарисовать те же 3 и 37 одним цветов. Тогда у этой линии возникнет разветвление на Профсоюзной.

Я когда-то пытался нарисовать в таком виде транспорт в московском Щукине (недорисовано):


Все трамваи здесь красные, но их не так много, чтобы запутаться. Автобусы 100 и 253 имеют отличающиеся участки, но в итоге сходятся в один, поэтому у них общий жёлтый цвет. Все автобусы, уезжающие в сторону Строгина, — синие. Такая схема смотрится намного легче. Попробуйте у себя сделать что-то подобное — интересно, как это повлияет на восприятие схемы.

Кстати, самим таким визуальным объединением вы можете подсказать пассажиру, что ему может быть быстрее сесть на 37-й, а потом пересесть на Профсоюзной, чем ждать 3-й. То есть объединить эти маршруты не по-настоящему, а только в голове пассажира. Возможно, если благодаря такой схеме люди начнут привыкать к поездкам с пересадками, реальное объединение маршрутов можно будет провести более безболезненно.

Кстати, на сайте, где вы рассказываете о схеме, невероятно глючит прокрутка. Проще закрыть и уйти, чем пытаться эту жесть преодолеть.

P. S. Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что с сортировкой маршрутов в пучке? Решения для пучка маршрутов, которые в обратном направлении пропускают остановки Как выбрать формат для схемы метро?




Недавно всплыло

У меня чувство, что лучше вести переговоры не стал. Как практиковаться? 3 8 1 3