Аня Данилова |
В прошлом совете я рассказывала об удобочитаемости шрифта. В этом совете я расскажу о различимости. Эти два термина — readability и legibility, —
часто упоминаются вместе в англоязычных источниках, однако не заменяют друг друга.
РазличимостьРазличимость — это то, насколько легко и быстро распознаются глазом разные графемы. Понятно, что в шрифте разные графемы должны отличаться друг от друга. В простых ситуациях с этим может и не быть проблем. ![]() Если представить, что эта картинка — логотип, то тут нет проблем с различимостью. Все знаки хорошо отличаются друг от друга, размер букв большой, апроши тоже достаточно большие, глаз не сливает буквы в другую форму. Также это антиква, и засечки здорово помогают глазу ориентироваться между разными буквами. В таких задачах различимость может вообще не быть проблемой
Есть много исследований на тему различимости. Например, одно из них пытается раскрыть, по каким именно частям глаз распознаёт ту или иную букву: ![]() Кадр из доклада Софи Бейер о различимости букв и слов. Чтобы понять, какая буква перед нами, нам обычно не надо видеть букву целиком, достаточно распознать определённые формы
![]() В случае с нашим «логотипом» я бы распределила основные распознаваемые элементы по характерным штрихам, засечкам, наплывам и каплям
Тем не менее различимость, как и удобочитаемость, далеко не единственные факторы при выборе шрифта. Если вёрстка плохая, то и «хороший» шрифт вряд ли поможет. |
Однако важность различимости знаков возрастает в ситуациях, когда, например, надо сделать навигацию торгового центра или аэропорта. Быстрая считываемость — главная задача шрифта и иконок в навигации. Чтобы пользователь смог прочитать нужную табличку быстро и на расстоянии, в навигационных шрифтах чаще всего открытые формы, большое очко и апроши. Иначе буквы будет сложно различить: ![]() Условная табличка, набранная «Гельветикой», может быть различимой, когда контуры знаков чёткие. Но если грубо сымитировать плохую видимость или большое расстояние прочтения, знаки сливаются в неразборчивые формы
![]() Если дать «Гельветике» разрядку в 100 единиц, различимость знаков существенно повысится. Это не призыв пользоваться или не пользоваться «Гельветикой» в навигации, а показатель то, как важно внутреннее белое на расстоянии
![]() Для сравнения я взяла навигационный шрифт «Директ». В размытых вариантах этот шрифт считывается гораздо лучше. Это объясняется более открытыми формами шрифта и более свободными апрошами
|
Различимость знаков также очень важна тогда, когда мы делаем работу для определённой аудитории: для детей, для пожилых людей с проблемами зрения, для людей с дислексией и так далее. Здесь сложности могут возникнуть даже там, где их не ожидаешь: ![]() В зависимости от рисунка шрифта проблемные, не различимые пары знаков могут быть разными. Но есть самые характерные сочетания знаков, на которые нужно обращать внимание. На картинке сверху «Гельветика», снизу «ПТ Санс». В сравнении видно, что различимость определённых знаков у «ПТ Санса» выше, чем у «Гельветики»
Даже для людей без проблем со зрением сочетания знаков в некоторых шрифтах могут быть сложными в распознавании: ![]() Картинка из статьи Ральфа Херманна про различимость. Генри третий, Генри болен или Генри 111? В первом шрифте это совсем непонятно
Различимость, как и удобочитаемость, относительна. Всё зависит от задачи, вёрстки, используемых знаков и так далее. Если нужно сделать логотип с опасным сочетанием букв, например Illustration, не стоит брать шрифт, в котором первые три буквы будут одинаковыми палками. Если шрифт кажется тесным в наборе навигации, можно попробовать немного увеличить разрядку в строчных (но делать это нужно очень аккуратно). Отсутствие различимости — это крайность, и тогда часто получается смешной результат: ![]() Название магазина — Megaflicks, но считывается не так
![]() Буква «м» путается с «т». Получается совсем не карамель
![]() «Волшебный бал»
Добиться различимости в шрифте — сложная задача. С одной стороны, шрифт — это ритм из знаков, подчиняющихся единой системе. С другой стороны, каждый знак должен заметно отличаться от другого. В некачественном шрифте может быть выполнено одно из этих правил, в качественном будут оба. В следующем совете я расскажу о кириллице в шрифтах. |
|
P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.
|