x
 
Антон Лях
26 августа 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как отличить хороший шрифт от плохого?

Часть четвёртая, о различимости


В прошлом совете я рассказывала об удобочитаемости шрифта. В этом совете я расскажу о различимости. Эти два термина — readability и legibility, — часто упоминаются вместе в англоязычных источниках, однако не заменяют друг друга.

Различимость

Различимость — это то, насколько легко и быстро распознаются глазом разные графемы. Понятно, что в шрифте разные графемы должны отличаться друг от друга. В простых ситуациях с этим может и не быть проблем.

Если представить, что эта картинка — логотип, то тут нет проблем с различимостью. Все знаки хорошо отличаются друг от друга, размер букв большой, апроши тоже достаточно большие, глаз не сливает буквы в другую форму. Также это антиква, и засечки здорово помогают глазу ориентироваться между разными буквами. В таких задачах различимость может вообще не быть проблемой

Есть много исследований на тему различимости. Например, одно из них пытается раскрыть, по каким именно частям глаз распознаёт ту или иную букву:

Кадр из доклада Софи Бейер о различимости букв и слов. Чтобы понять, какая буква перед нами, нам обычно не надо видеть букву целиком, достаточно распознать определённые формы

В случае с нашим «логотипом» я бы распределила основные распознаваемые элементы по характерным штрихам, засечкам, наплывам и каплям

Тем не менее различимость, как и удобочитаемость, далеко не единственные факторы при выборе шрифта. Если вёрстка плохая, то и «хороший» шрифт вряд ли поможет.

Об удобочитаемости

Однако важность различимости знаков возрастает в ситуациях, когда, например, надо сделать навигацию торгового центра или аэропорта.

Быстрая считываемость — главная задача шрифта и иконок в навигации. Чтобы пользователь смог прочитать нужную табличку быстро и на расстоянии, в навигационных шрифтах чаще всего открытые формы, большое очко и апроши. Иначе буквы будет сложно различить:

Условная табличка, набранная «Гельветикой», может быть различимой, когда контуры знаков чёткие. Но если грубо сымитировать плохую видимость или большое расстояние прочтения, знаки сливаются в неразборчивые формы

Если дать «Гельветике» разрядку в 100 единиц, различимость знаков существенно повысится. Это не призыв пользоваться или не пользоваться «Гельветикой» в навигации, а показатель то, как важно внутреннее белое на расстоянии

Для сравнения я взяла навигационный шрифт «Директ». В размытых вариантах этот шрифт считывается гораздо лучше. Это объясняется более открытыми формами шрифта и более свободными апрошами

Различимость знаков также очень важна тогда, когда мы делаем работу для определённой аудитории: для детей, для пожилых людей с проблемами зрения, для людей с дислексией и так далее. Здесь сложности могут возникнуть даже там, где их не ожидаешь:

В зависимости от рисунка шрифта проблемные, не различимые пары знаков могут быть разными. Но есть самые характерные сочетания знаков, на которые нужно обращать внимание. На картинке сверху «Гельветика», снизу «ПТ Санс». В сравнении видно, что различимость определённых знаков у «ПТ Санса» выше, чем у «Гельветики»

Даже для людей без проблем со зрением сочетания знаков в некоторых шрифтах могут быть сложными в распознавании:

Картинка из статьи Ральфа Херманна про различимость. Генри третий, Генри болен или Генри 111? В первом шрифте это совсем непонятно

Различимость, как и удобочитаемость, относительна. Всё зависит от задачи, вёрстки, используемых знаков и так далее. Если нужно сделать логотип с опасным сочетанием букв, например Illustration, не стоит брать шрифт, в котором первые три буквы будут одинаковыми палками. Если шрифт кажется тесным в наборе навигации, можно попробовать немного увеличить разрядку в строчных (но делать это нужно очень аккуратно).

Отсутствие различимости — это крайность, и тогда часто получается смешной результат:

Название магазина — Megaflicks, но считывается не так

Буква «м» путается с «т». Получается совсем не карамель

«Волшебный бал»

Добиться различимости в шрифте — сложная задача. С одной стороны, шрифт — это ритм из знаков, подчиняющихся единой системе. С другой стороны, каждый знак должен заметно отличаться от другого. В некачественном шрифте может быть выполнено одно из этих правил, в качественном будут оба.

В следующем совете я расскажу о кириллице в шрифтах.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Где вы ищете шрифты? Не могу понять, бесплатный ли шрифт Гилрой?




Недавно всплыло

2 Как научиться не принимать всё так близко к сердцу и не сливать свою энергию при общении с клиентами? 10 2 Почему вы используете jQuery для хождения по дереву и управления событиями? 2