x
Советы Подборки

Советы Людмилы Сарычевой


ПН

Артём Горбунов
Дизайн продуктов и услуг


ВТ

Илья Бирман и Константин Мозговой
Интерфейс и навигация


СР

Михаил Нозик
Вёрстка и типографика в вебе


ЧТ

Василий Половнёв и Юрий Мазурский
Веб-разработка


ПТ

Николай Товеровский
Управление проектами, людьми и собой


СБ

Владимир Колпаков и Сергей Чикин
Фотосъёмка и иконки


ВС

Максим Ильяхов
Текст, редактура и информационный стиль

Алексей Ким
1 ноября 2020

Мы девелоперская группа, построили 13 жилых объектов и 3 офисных здания в пределах Садового кольца Москвы. Задались вопросом, что если к нам звонят за информацией по квартире в нерабочее время, автомат отвечает, что «Сейчас мы не работаем, а работаем с 10 до 21 ежедневно». Квартиры стоимостью от 60 млн рублей и такой ответ робота кажутся нам вещами несовместимыми. Как можно было бы улучшить запись автоответчика, кроме использования «дорогого» голоса?

Мы всегда стараемся ответить на ваши вопросы. Кроме нашего совета, вы получите интеллигентные отзывы посетителей нашего сайта.

Открыты 5 апреля 2007 года.

Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

В архиве

Инга
18 октября 2020

А весёлые и дурацкие читают, репостят, комментируют?

Марина Нифонтова
4 октября 2020

Людмила, здравствуйте!

Около года назад вы дали мне совет, как брать интервью. Спасибо за него! Ваши рекомендации помогли, и теперь я ловлю удовольствие от этого жанра.

Новый вопрос. Есть профессионал, который разбирается в теме, но не уверен в своём писательском таланте. Мы договорились, что я возьму интервью по теме, а потом мы адаптируем информацию в формат статьи. Как правильно организовать такую работу? Какие грабли обходить?

Виктор
20 сентября 2020

Как и зачем писать инструкции для работы редакции?

Roman Gennadiev
6 сентября 2020

Уважаемые авторы, редакторы, копирайтеры! Название проекта — это имя, которое будет сопровождать его всю жизнь. В бюро мало советов на тему нейминга, проведения брейншторма, техникам придумывания хорошего названия сервиса, проекта, книги. Прошу вас, напишите качественную статью с примерами на тему: как придумать название для сервиса, который станет знаменитым?

Венера Хисамова
23 августа 2020

Когда я училась на журфаке, безумно хотела купить вашу будущую книгу о том, как выстраивать в тексте конфликт, драму и так далее. Сейчас я устроилась на работу журналистом и поняла, что, к сожалению, ваша книга мне вряд ли пригодится в работе. За один текст, я работаю в интернет-СМИ в провинции, мне платят 600 рублей, особых премий нет.

Я стараюсь писать как можно лучше, но понимаю, что на выстраивание конфликта в тексте уйдёт много времени, а это минус к моей зарплате. Проще говоря, чем больше пишешь, тем больше получаешь.

И такая ситуация во всех СМИ в моём городе. Как считаете, ваша книга больше рассчитана на московскую и питерскую аудиторию, где больше платят журналистам?

Михаил
9 августа 2020

Я в десятый раз начинаю вести блог и ищу себе редактора. И я ищу не просто редактора, а партнёра, который поможет улучшить текст, будет отслеживать прогресс, мотивировать. Я понял, что не могу писать и в год я максимум могу выпустить три жиденьких поста. Как найти редактора, который возьмёт на себя такую работу?

Владимир Шатов
26 июля 2020

Мне нравится учиться: разбираться в теории и на практике создавать вещи своими руками. Новые знания, их понимание и результаты вдохновляют. Кажется, будто я справлюсь с любой задачей, которую учился решать.

Как не попасть в ловушку самоуверенности после учёбы? Сколько бы на учёбе я ни практиковался, в реальности задачи будут другими. Не хочется подставлять и обманывать ожидания клиентов.

Олег Матяш
12 июля 2020

Людмила недавно советовала, как подбирать исполнителей на постоянную работу.
https://bureau.ru/soviet/20200524/ Что к этому можно добавить для поиска фрилансеров на нерегулярную работу?

Мы в рекламном агентстве хотим создать базу фрилансеров, которым будем отдавать механическую часть работы: подобрать ключевые фразы, настроить рекламные кабинеты, собирать статистику. Планируем привлекать в разные проекты разных исполнителей, с учётом их опыта. Поэтому для многих исполнителей работа будет нерегулярной.

Остальную работу будут делать штатные маркетологи: вести переговоры с клиентами, анализировать результаты, продумывать тактику и стратегию, ставить фрилансерам задачи и контролировать выполнение.

Нужны фрилансеры, которые отлично разбираются в механизмах рекламных кабинетов. Но на рынке много самоучек, у которых нужные навыки недостаточно высокие. Посоветуйте, как фильтровать исполнителей до начала работы, как научиться фильтровать на потоке?

Олеся
21 июня 2020

Работаю корректором и иногда так и хочется влезть не в своё дело и подсказать, как улучшить текст, или просто поделиться своим мнением. Но всегда кажется, что это неуместно, я же корректор. Поэтому вопрос. Где проходят границы между работой корректора и редактора?

Ольга Пастухова
7 июня 2020

Я пишу материалы, и на некоторые из них уходит по 15-20 часов. А многие издания тарифицируют гонорар по общей ставке или по просмотрам. И тогда часто получается, что новость, на работу над которой был затрачен час, даёт автору столько же денег, сколько большая статья-инструкция. Это демотивирует.

Учитываете ли вы просмотры? Считаете ли вы, что глубокая статья со средними просмотрами должна стоить больше, чем новость с максимальными просмотрами?

Денис Митрохин
24 мая 2020

Посоветуйте, как найти хорошего копирайтера? Размещал запросы на разных ресурсах, приходит масса откликов. И становится ясно, что я не понимаю, как из этого богатства выбрать человека, который поможет мне с текстами.
Мне пока ни разу не удалось выбрать человека, который написал бы правильный текст. Красивый, эмоциональный, с ключевыми словами — да. Но всё не о том, что нужно.
Нельзя исключать того, что я как-то не так ставлю задачу.

Марина Нифонтова
10 мая 2020

Чтобы не перегрузить читателя цифрами

Лера
26 апреля 2020

Этично ли нагонять себе трафик статьями о коронавирусе?

Екатерина Михайлова
5 апреля 2020

Как правильно отказывать клиентам, когда переговоры зашли слишком далеко: вы в шаге от подписания договора, но понимаете, что сейчас не потянете проект. Причины могут быть разные:


  • — проект требует больше времени, чем ожидалось, а вас его нет;
  • — проект — скука смертная (в начале переговоров это было не так очевидно) и просто ради денег вести его не хочется.

Тамара Голованова
22 марта 2020

У меня небольшой интернет-магазин и мне приходится напоминать клиентам об оплате заказов электронным письмом. Я понимаю, что лучше всего звонить лично или писать персонализированные письма, но пока не могу это реализовать.

Письмо отправляется автоматически. Оно одинаковое для всех. Поэтому мне кажется, что письмо выглядит так, будто я наезжаю на клиента и ставлю условие: если ты не оплатишь заказ, то я прокляну всю твою семью, занесу в чёрный список и вообще ты больше никогда и нигде ничего не купишь.

Я понимаю, что нет никакого готового шаблона. Но вдруг у вас есть какие-то приёмы, примеры или идеи.

Письмо, которое я отправляю сейчас:

«Здравствуйте, Иван!

1 марта вы сделали заказ и не оплатили его. Без оплаты мы не можем отправить заказ.

Если заказ всё ещё актуален и вы планируете оплатить его позже, напишите нам, мы сделаем пометку и не будем отменять его.

Если мы не получим от вас никакой информации до завтра, то отменим заказ».

Лера Дроговоз
8 марта 2020

Как редактору вести себя в соцсетях?
Одно время я была очень политически активной и писала у себя в Фейсбуке мнение о кандидатах в президенты или о внешней политике. Потом ко мне в друзья стали добавляться коллеги из разных стран, и я решила, что моё мнение о политике — лишнее. Ведь часто эти коллеги даже не знают, о ком я пишу. Я удалила все провокационные посты, теперь по моей странице ничего и не скажешь: кто я, чем увлекаюсь, какие у меня взгляды. С другой стороны, мне интересно листать чужие страницы, узнавать людей с новой стороны. Я даже несколько раз отказывалась от сотрудничества, когда видела, что директор компании ведёт себя в соцсетях как мудак. А ещё опасаюсь сотрудничать со слишком активными активистами. Некоторых даже боюсь добавлять в друзья, вдруг ещё каментить начнут что-то обидное для других моих друзей.

Как найти золотую середину?

Людмила Сарычева
23 февраля 2020

Меня все эти введения и предисловия бесят. Продолжение совета о книгах

Светлана Дучак
9 февраля 2020

В книгах иногда есть такие главы: предисловие, предисловие к третьему изданию, предисловие издательства, предисловие переводчика, как читать эту книгу, введение к введению. Зачем автору книги или издательству нужны эти главы?

Меня все эти введения и предисловия бесят, хочется, чтобы книга начиналась с первой страницы, но, может, у таких глав есть какая-то задача, о которой я не догадываюсь?

Джуна
26 января 2020

У меня такой вопрос. Я два года работаю в компании: пишу статьи, рассылки, на сайт текст, иногда — релизы и коммерческие предложения. У меня прекрасные коллеги и руководители, у меня нет выгорания, мне действительно нравится работать. Но только одно сомнение грызёт меня постоянно: все становятся главредами, нанимают себе помощников, начинают указания раздавать, а я не хочу, хоть убейте. И переживаю, ибо «плох тот солдат, который не хочет стать генералом» и чувствую себя каким-то неправильным редактором. Я зря переживаю?

Тимур
12 января 2020

Здравствуйте! Что скажете про отработку негатива? Как правильно отвечать, если кто-то написал плохое в соцсетях?

Полина
29 декабря 2019

Я хочу стать редактором, но у меня нет опыта. Есть какие-то советы, как выбирать профессиональные курсы? Онлайновые и офлайновые.

Спрут
8 декабря 2019

Как начать реализовывать свои цели? Как избавиться от лени?

Остановился на одном уровне, ничего поделать с собой не могу для развития дальше. Есть понимание, что делать и какие результаты будут. Но не могу начать действовать :-(

Яков Чайкин
24 ноября 2019

Как редактору избежать «туннельного зрения» в своей работе при выборе форматов и инструментов?

Часто ловлю себя на том, что мозг навязывает стереотипные решения задач, однажды увиденные или общепринятые. Берёшься делать статью — хочется повторить структуру «как вот там», поставить картинку большую, где-то добавить фактоид. А уже в процессе внимание фокусируется на деталях и каких-то мелочах. Кажется, есть риск зациклиться и не понять, что картинка не к месту, фактоид лишний и статью вообще можно было не писать.

Как научиться видеть задачу со всех углов и выбирать лучшее решение? Понятно, что глобально следует ориентироваться на полезное действие, но, может быть, есть технические способы избавляться от давления стереотипов в работе?

Чтобы хорошо выступать на публике, например, иногда рекомендуют тренироваться перед зеркалом. А у редакторов есть похожие лайфхаки?

Артём Тюрин
10 ноября 2019

Изучаю редактуру с нуля и просто офигел от количества информации:
1. Советы, учебники, Школа бюро. Одних советов 3200 штук.
2. «Пиши-сокращай», личные блоги, ютуб и телеграм-каналы Ильяхова, Сарычевой и всех остальных.
3. Тонна рассылок разных авторов.
4. Обучение и куча уроков на ютубе по Фотошоп, Индизайн и другим программам и инструментам.

Как в этом всём не закопаться, выбрать правильный вектор развития и сделать подобие плана обучения? Пока смотришь на этот объём информации и опускаются руки. А с каждым днём появляется всё больше ссылок, которые надо посмотреть, почитать и обработать.

Анна
27 октября 2019

Очень хочется вести блог или телеграм-канал о редактуре. Но кажется, что всё уже написано, удивить читателей нечем. Вести для себя? Тоже как-то сомнительно. И ещё есть ограничение — писать о кейсах компании нельзя, так как они внутренние. А своих проектов очень мало. Что уж там, один :-)

Марина Медведева
13 октября 2019

Как организовать редакцию в веб-студии, не привлекая копирайтеров? Хочется, чтобы тексты писали наши разработчики, шарящие в теме, а не сторонние авторы, хватающие информацию по верхам. Как замотивировать наших ребят делиться своим опытом через текст?

Венера Хисамова
29 сентября 2019

Здравствуйте. Целый год, пока училась в универе, работала дома журналистом внештатно. Теперь устроилась на ту же работу в офис. Целый день думаю, зачем мне писать тексты в офисе, если могу дома? Вас не посещали такие мысли?

Работа дома более спокойная, мне прям хочется написать хороший текст, а в офисе часто нет времени думать о драматургии текста и так далее. Вы писали тексты дома, нравилось? Где лучше, в офисе или дома? Не утомляет утренняя дорога в офис?

Галина
15 сентября 2019

Вопрос Людмиле Сарычевой. Как структурировать инструкцию пользователя? Описать каждую вкладку программы, функционал каждой вкладки? Или описать конкретные сценарии работы пользователей?

Алёна Винокурова
1 сентября 2019

Увидела в своём городе рекламный щит со словом «выйграй». Что вы думаете об этом?

Марина Нифонтова
18 августа 2019

Людмила, расскажите, как взять интервью?

Как справиться с волнением при общении?

Что допустимо редактировать, а что — нет?

Как автору согласовать текст, если интервьюированный хочет много что в нём исправить, а редактор не согласен?

Герман Жуков
4 августа 2019

Здравствуйте, Людмила! Вас тоже бесит, когда в новостях говорят: «Коммунальные службы вывезли за сутки 30 тонн снега»? Тридцать тонн снега – это много или мало? Один двор? Квартал? Полгорода? А выпало сколько? Брррррр

Nikolas
21 июля 2019

В прошлом совете вы сделали плакат. На мой взгляд, он неудачный. Не понимаю, почему нельзя было сделать простой понятный заголовок «Знаки препинания»? А красный цвет подсказывает, будто там ошибка. И вместо примеров я бы просто привёл схемы, как в учебниках А: «П».

Максим М.
7 июля 2019

Вопрос Максиму или Людмиле!

В редакции проблемы с пунктуацией при прямой речи. Вместо занудного объяснения правил нарисовали плакатик А3 за 30 минут. Понятно, что можно лучше: но если бы рисование заняло больше 1,5 часа, это было бы неэффективно.

Подскажите, какие проблемы вы видите на плакате с первого взгляда? Что можно было бы улучшить, потратив ещё не больше 20-30 минут?

Лена
23 июня 2019

Людмила, я пишу технические инструкции для поддержки, и это очень нудная работа и текст тоже получается нудным. Как добавлять драму в инструкции, чтобы делать их интереснее?

Антон Мишин
9 июня 2019

Вопрос про создание редполитики.

Дело в том, что в нашей компании оговорено только то, как обращаться к клиенту в рекламных материалах (банерах, наружке). Там обращение на «ты». А вот как обращаться на сайте данная креативная рамка не оговаривает. И многие среди менеджеров настаивают на обращении на «вы».

В итоге доходит до того, что в рамках одного текста сначала идет обращение на«вы», потом на «ты». Исходя из того, рекламная эта часть или информационная.

Как вы считаете, это принципиальная проблема или надуманная? И как бы вы ее решили?

Алина Осадчук
26 мая 2019

Здравствуйте!

Как правильно написать благодарственную открытку для покупателя?

Пример нынешнего текста в открытке:

Привет, дорогой друг!
Спасибо за покупку в (название компании).

Наша команда с искренней любовью, аккуратностью и внимательностью собирала этот заказ. Для нас важно, чтобы вы наслаждались красотой и уютом каждый день.

Мы надеемся, что вы полюбите то, что внутри этой посылки так же сильно, как полюбили мы.

P. S. Делитесь впечатлениями и отмечайте в Инстаграме @профиль и используйте хэштеги: #хэштеги :) С нетерпением ждём ваших фото.


Будут очень полезны ваши рекомендации.

Ева Алексеевна
12 мая 2019

Здравствуйте!

Я в небольшом издании продвигаю статьи в соцсетях, управляю рекламным бюджетом. У нас с главным редактором постоянно возникают конфликты. Он считает, что редакция не должна беспокоиться о популярности статьи, потому что так снизится качество. Мол, если редактор будет пытаться угодить аудитории, он скатится в котиков и обнаженных женщин. Поэтому редакция должна заботиться только о качестве публикации, а продвигать их — задача маркетинга. Правда, у главреда нет версии, как продвигать занудные материалы.

Мне это понимание кажется примитивным. Неужели редактору плевать, сколько человек прочитает его материал? Неужели не хочется охватности? А если хочется, то какие должны быть рамки, чтобы не скатиться в «котиков»? Спасибо.

Иван Касаткин
28 апреля 2019

Есть боль: иногда меня (и не только меня, судя по опросу в телеграм-канале) кроет с обидных опечаток, которые нельзя исправить. Ты знаешь правила, набиваешь руку исправлениями, но иногда всё равно случайно ставишь запятую не в том месте, пропускаешь или добавляешь букву.

Стоит ли волноваться по этому поводу? Как бороться с обидными ошибками, которые не замечаешь даже при перечитывании?

Мария У.
14 апреля 2019

Вы всегда пишете, что в тексте надо приводить примеры. А есть ли случаи, когда примеры неуместны?

Наталия Котлубай
31 марта 2019

Здравствуйте!
Работаю над организацией службы поддержки продукта компании. Клиенты пишут о вопросах и проблемах с помощью Телеграма.

Ситуация: клиент написал в поддержку — обсуждение и помощь (несколько сообщений) — проблема решена, клиент пишет «Спасибо». Обязательно ли отвечать «благодарим за обращение», «рады были помочь»?

Вроде бы это служит официальным завершением переписки и подчёркивает хорошое отношение к клиенту, но в эпоху информационного шума и постоянного потока уведомлений не хочется лишних раздражителей в виде бесполезных сообщений.

Что вы думаете по этому поводу?

Антон
17 марта 2019

Встретил пример сторителлинга в интернете. Что о таком думаете?

Заходит собственник бизнеса в метро, садится, а рядом дедуля сидит. Дедуля смотрит на собственника бизнеса и спрашивает:

— А что так пригрустнул, молодой человек?

— Да вот, не понимаю, что делаю не так. Сотрудники вообще работать нормально не хотят. Прошёл курсы управления, нанял специалиста по мотивации, назначил всем показатели эффективности, плачу квартальные премии за перевыполнение, отправляю лучших сотрудников в Грецию раз в год, устраиваю корпоративы за счёт компании, а они как ходили по пять раз в день чай пить, так и ходят. Хоть увольняй всех.

— Сынок, а зарплату-то белую платишь?

Собственник бизнеса смутился:

— Ну, частично.

— Смотри, ты можешь тратить кучу денег на мотивацию, а сотрудники еще сильнее расслабятся. А можешь перейти на белую зарплату, чтобы они чувствовали ответственность за своё будущее и начали хорошо работать и зарабатывать.

Собственник бизнеса, поражённый глубиной совета, спрашивает:

— Но как же мне перейти на белую зарплату? Налоговая сразу всё поймёт и доначислит налогов за все эти годы!

— А ты обратись в бюро «Белая зарплата», и они тебе всё устроят.

Никита Б.
3 марта 2019

Вопрос к Людмиле. Что писать в подписи к фотографии, если по самой фотографии всё очевидно? Вот я пишу статью о кофейне и привожу фотографию интерьера. Очевидно же, что это интерьер этой кофейни, ничего нового не напишешь.

Люда Сарычева
17 февраля 2019

Хочу научиться сторителлингу. Книги

Люда Сарычева
3 февраля 2019

Хочу научиться сторителлингу. Работа со структурой

Любовь
20 января 2019

Хочу научиться сторителлингу. Конструирование примеров

Любовь
6 января 2019

Здравствуйте!
Я хочу научиться использовать сторителлинг в своих статьях, потому что статьи у меня на скучные финансовые темы или темы законов. Хочется научиться их разбавлять увлекательными историями. С чего начать? Какие книги по сторителлингу посоветуете?

Виктория
23 декабря 2018

Здравствуйте! Работаю в издании, пишу на социальные темы. Иногда хочется ввернуть шуточку в текст, но боюсь, что не оценят. Как вы считаете, в каких ситуациях уместно шутить, а в каких нет? Можно ли использовать юмор, иронию в серьезном издании? Как делать это правильно?

Татьяна Ку
9 декабря 2018

Вопрос про точку после приветствия:

Маша, привет.

Коллеги, добрый день.

Ответ уже видела здесь и знаю, что допустимо.

Но!

Не могу я спокойно смотреть на точку после приветствия. Отдаёт снобизмом и чопорностью. Или я не права и безнадёжно отстала от современного подхода к переписке? И что выбираете вы?

Валентина Чибичик
18 ноября 2018

Подскажите, пожалуйста, насколько возможен такой заголовок в этом материале?

Герою материала заголовок «Веган в погонах» не понравился, по его мнению, он придаёт негативный подтекст из-за схожести с выражением «Оборотень в погонах». Ещё он сетует на неправильную формулировку «веган», поскольку он вегетарианец и ест пищу животного происхождения.

Авторы заголовка руководствовались такими критериями, как яркость, запоминаемость и узнаваемость.

Насколько заголовок получился информативным и достоверным?

Инга
4 ноября 2018

Максим, Людмила, добрый день! Возник спор с коллегой. Он маркетолог, я копирайтер. Коллега считает, что в тексте мы должны обязательно использовать триггеры и выделять их капсом и жирным шрифтом. Считает, что это привлечет внимание к формулировке и выполнит целевое действие и донесет до пользователя основную мысль: ПРЯМО СЕЙЧАС, осталось ВСЕГО 5 мест, это ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. Но я считаю, что это неуважение к читателю. Эти письма и так продающие и дополнительно выделять слова капсом — не нужно. Жирным — еще можно. Разрешите наш спор. Спасибо!

Лада Поздеева
21 октября 2018

Почему редакторы удаляют большую часть текста автора, даже если автору кажется, что эти части текста интересны читателю?

Капшина Любовь Борисовна
7 октября 2018

Сколько эмодзи использовать, чтобы текст оставался читаемым? И что вы скажете по поводу уменьшенного жирного в некоторых местах?

Инна
23 сентября 2018

Вопрос к Максиму и Людмиле. Почему вы говорите, что в переписке нельзя использовать фразы «Доброго времени суток», «Срочно», «Я вас услышал»? Что именно в них плохого? Мы в своей компании это используем, никто не жаловался, поэтому очень удивилась, когда прочитала о таком в одной из ваших статей.

Вика
9 сентября 2018

Здравствуйте!

Если я хочу стать редактором или заодно автором текстов на сайтах, с чего нужно начать? Какие вакансии и задания для набора опыта нужно искать?

Автор текстов, как я понимаю, это копирайтер. Во всех вакансиях есть требование писать тексты с ключевыми словами и использовать техники продвижения товара, а не просто писать хорошие тексты. Можете посоветовать какие-то не противные книги по продвижению?

Как называется работа, когда исправляешь тексты, чтобы они были яснее и звучали по-человечески, вот то, о чем говорят Людмила Сарычева и Максим Ильяхов? В описаниях вакансий редакторов сайтов обычно перечислены другие задачи. Редакторы, расскажите, пожалуйста: как вы сами нашли такую работу?

Спасибо!

Снежанна Величко
26 августа 2018

Здравствуйте!

Я начала заниматься редактурой в мае этого года. Сначала тренировалась на разных тестовых, потом был фриланс. Сейчас встал вопрос с резюме. У меня есть небольшое портфолио, но помимо него заказчики и возможные работодатели хотят видеть более подробную информацию обо мне. Но что написать в резюме, я не знаю.

У меня нет профильного образования, нет опыта работы в редактуре. Есть юридическое образование и опыт работы хореографом, но нужна ли эта информация? Что написать в резюме, если твои прошлые начинания вообще никак не связаны с нынешней профессией?

Эльмир Шарифуллин
5 августа 2018

Только что прочитал книгу «Пиши, сокращай», и теперь меня волнует вопрос: в юридических документах можно применять информационный стиль? Правильно, когда в заявлении или жалобе много страдательного залога и канцеляризмов?

Лиза Бражник
22 июля 2018

Я работаю в крупной больнице в пресс-службе. Штат больше 3000 человек. Есть проблема — хамство между сотрудниками и между врачами и пациентами.

Передо мной поставили задачу: разработать что-то вроде свода правил корпоративной этики. При этом я понимаю, что это не должен быть сухой перечень, что здороваться это хорошо, а материться и унижать человека это плохо.

Люди разных возрастов, культур, привычек. Для большинства из них не поздороваться норма, ответить пренебрежительно норма, многие врачи считают, что пациент должен молчать и слушать врача и не спорить.

Как и что вы написали бы коллективу в этом случае? Какая польза может быть в таком тексте для людей? В чем может быть привлекательность моего текста? Я не понимаю как заставить взрослых людей быть вежливыми и обходительными.