Аня Данилова |
В прошлых советах я рассказывала об удобочитаемости и различимости шрифта. В этом совете я расскажу о кириллице. У кириллицы не такой простой путь исторического развития, как у латиницы. Латиница развивалась плавно и долго — около 2000 лет. Кириллица же развивалась с 9 века, а в 18 веке кардинально изменилась благодаря реформе Петра I. Получается, что тем формам, которые мы знаем сейчас, всего 300 лет. |
![]() Капитулярий из монастыря Святого Галла,
|
![]() Фрагмент из каталога шрифта «Кезлон», 17 век. В течение столетий в Европе менялись почерки и создавались новые гарнитуры, однако логика построения букв остаётся той же
|
![]() Остромирово Евангелие, 11 век. Устав, которым написан манускрипт, был основным почерком в те времена. Его заменяет полуустав в 15 веке, а затем скоропись
|
![]() Гражданский шрифт. Пётр I стремился приблизить шрифт к европейским образцам. Однако это привело к тому, что новые формы не имеют практически ничего общего с бывшими в употреблении уставом, полууставом и скорописью
|
Мне кажется, что сейчас, в эпоху интернета и глобального доступа к знаниям, происходит самое интенсивное развитие кириллицы. Однако при работе над кириллицей у шрифтовика всегда появляется противоречие: с одной стороны, кириллицу надо развивать, искать новые формы, экспериментировать. С другой стороны, принципиально новые формы просто не будут считываться. ![]() Это, пожалуй, крайнее проявление незнания кириллицы. Однако это реальный шрифт, который легко найти на «Майфонтс», что очень плачевно. Кажется, автор попросту не знает, как выглядит кириллическая «И», потому что это совсем не выглядит как эксперимент с формами
![]() Распространённая и раздражающая лично меня ошибка в кириллице. Даже если это акциденция, третья буква считывается как «6», а не как «б». А в третьем варианте ещё и буквы не покернены, и получается «Ду6 Лёнка»
В толковой акциденции такого противоречия может и не быть: зная, откуда растут ноги, дизайнер может смело экспериментировать: ![]() Шрифт Владимира Фаворского, на мой взгляд, постоянный источник вдохновения. Может быть, некоторые знаки кажутся странными и несовременными, но в наборе происходит магия — за счёт контраста и пропорций создаётся очень живой рисунок. Картинка из статьи о Фаворском в журнале «Шрифт»
![]() Шрифт «БазаАрт» Юрия Гордона. На этом листе показаны альтернативные знаки, например, «И» с обратным контрастом. Обычно это грубая ошибка — зеркалить «N», чтобы получить «И». Однако у Гордона это совсем не выглядит неправильно, наоборот, чувствуется игра в каждой букве.
Картинка из статьи о кириллических шрифтах в журнале «Шрифт»
![]() Шрифт «Казимир Иррегуляр» студии «Тайп.Тудей». В этом начертании есть смелые старинные формы, например, «Й», «Т», «У». Авторы вдохновлялись историческими образцами, чтобы с помощью альтернативных форм задать другое настроение. Картинка из статьи о кириллических шрифтах в журнале «Шрифт»
![]() Оформление Пикника Афиши 2016 Иры Ивановой. На мой взгляд, такая акциденция слишком бешеная и неаккуратная в исполнении, но почему бы и нет? Нужное настроение шрифт передаёт
Однако с текстовыми шрифтами ситуация сложнее. Удобочитаемость для текстовых шрифтов гораздо важнее, чем для акцидентных. Поэтому неудачно сделанная кириллица может помешать считывать текст без проблем. В следующем совете я расскажу подробнее о кириллице в текстовых шрифтах. |
P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.
|