x
 
Сергей Хатменко
19 мая 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите о границах допустимого при создании нового шрифта. Бывает такое, когда на основе одного шрифта делают другой. Например, Гельветику сделали на основе Акцидент-гротеска.

Как понять грань между «стырил шрифт и немного переделал» и «сделал на основе»? Какой должен быть процент отличий и как его посчитать? И можно ли без разрешения автора делать на его основе новый шрифт?


Сергей!

Недавно в группе «Тайп энд Тайпографи» в Фейсбуке было масштабное обсуждение темы воровства: Илья Рудерман рассказал о том, как компания ТайпТайп выпустила шрифт, который был очень похож на Казимир.

Контуры шрифтов ТТ Пабс и Казимир, наложенные друг на друга

Это тот редкий случай, когда я очень советую прочитать все комментарии к посту в Фейсбуке. Независимо от изначальных обвинений и вытекающих споров в самом посте, в комментариях собрались шрифтовики, разработчики и дизайнеры. Их соображения о том, что такое копирование и воровство шрифта, очень интересно прочитать.

Юрий Ярмола, создатель шрифтового редактора Фонтлаб, даже сделал компаратор и протестировал несколько шрифтов на сходство контуров.

Компаратор высчитывает разницу между шрифтами через количество чёрных пикселей на одной и той же площади тестовой картинки. На картинке шрифт АкСанс сравнивается с Ариалом, Мирьядом и Лато — получилось соответственно 7, 8 и 8% разницы

Я считаю, что проценты соотношения контуров, пропорций и метриков — это интересно и весело, но недостаточно для того, чтобы решить проблему воровства. Тот же Ярмола пишет: получение копии при помощи простых «механических» манипуляций — клонирование. «Перерисовка» — нет. Я согласна с этим высказыванием.

На мой взгляд единственный способ не копировать чужой контур — не лезть в чужой шрифтовой файл, но подглядывать и анализировать похожие шрифты.

Любое создание шрифта должно быть оправдано задачей. Сделать шрифт, чтобы «просто был», — плохая задача. Сделать шрифт как Проксима Нова, чтобы стал бестселлером на Майфонтсе, — плохая задача.

Обсуждение шрифта-клона в Фейсбуке

Задача здесь выполняет функцию миссии — чем вы поможете миру или себе, если создадите новый шрифт? Без чёткого ответа на этот вопрос нет смысла создавать шрифт, да и в принципе любой продукт.

Сделать шрифт в качестве студенческого проекта, чтобы понять и проанализировать природу знаков и типографики — хорошая задача. Сделать фирменный шрифт для конкретной компании — хорошая задача. Сделать шрифт для журнала, который верстаешь, потому что ни один из существующих тебе не подходит, — тоже хорошая задача.

Допустим, у вас есть задача создать шрифт, похожий на Гельветику, в образовательных целях. Откройте Гельветику, посмотрите на неё в наборе, проанализируйте характерные знаки. Закройте и начните рисовать свой шрифт.

Вам может казаться, что вы всё запомнили и сейчас сразу нарисуете копию Гельветики. Но, скорее всего, это будет не так, и у вас получится коктейль из воспоминаний и собственных ощущений от чужого шрифта. В вашем шрифте будут другие пропорции, другое белое, другая логика некоторых знаков — вероятнее всего, это будет совсем другой шрифт.

В какой-то момент можно снова посмотреть на Гельветику — где ваши знаки слишком похожи и стоит ли это сходство убрать? А что в Гельветике решено лучше, чем в вашем шрифте, и это стоило бы взять себе на заметку?

  • См. также исследование «Десять известных логотипов, нарисованных по памяти»
  • Если попросить людей нарисовать известный логотип по памяти, многие не вспомнят даже правильное расположение объектов, но вспомнят общий образ или идею компании — именно это люди и пытаются восстановить в своих рисунках.

Любой хороший дизайнер «ворует», но вопрос в том, как именно. Я считаю, что взять чужую картинку и рисовать что-то поверх неё — не преступление, если делать это в личных целях понять и научиться. Хотя, на мой взгляд, гораздо эффективнее можно научиться, пытаясь копировать картинку по воспоминаниям.

То же самое и с шрифтом: открыть шрифтовой файл и посмотреть, как другой дизайнер решил задачу, можно для общего понимания и анализа. Открыть шрифтовой файл, чтобы на основе чужой работы сделать свой продукт, — непрофессионально, но, что самое плохое, непонятно, зачем.


Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Никак не могу определиться со шрифтом для отраслевого технического издания Какие шрифты подойдут для вёрстки журнала про каллиграфию?




Недавно всплыло

10 Давайте соберём в одном посте студии и фрилансеров, которые работают по принципам ФФФ 45 Как вы проверяете соответствие вёрстки макету 2 1