x
 
Сергей Спектор
28 сентября 2010

Здравствуйте. Очень нужен совет относительно схем движения электротранспорта.

По решению городских властей на каждой остановке в нашем городе должна находится некая схема. Конкретнее задачу никто не ставил, поэтому нам пришлось это делать самим.

По нашему мнению, основными критериями для построения любой схемы движения должны были стать понятность, читабельность, информативность. Большинство горожан (тех, кто пользуется), знают маршруты троллейбусов и трамваев. То есть, реально схема нужна, в основном, для приезжих и туристов.

Поскольку, речь изначально шла только об одном маршруте, полностью расположенном в историческом центре города, мы решили наложить схему его движения на карту города и добавить некоторые туристические объекты.

Мы не учли одного важного момента. Задача будет иметь продолжение. И тут мы столкнулись сразу с несколькими проблемами.

На новом плакате нужно было разместить сразу несколько маршрутов. Если полностью разместить их все, придется на схеме охватить практически весь город, а размер плаката ограничен (80×70 см). При этом, ухудшается и понятность, и читабельность, и информативность. Да и зачем туристам остановки в промышленных и спальных районах?

Если давать их частично, то какую конкретно часть выделять? И что делать с остановками, «не попавшими в кадр»?

Мы решили всё-таки ограничиться центром города, а не попавшие на схему остановки дать списком. Но, по-моему, схема всё-таки вышла перегруженной.

В данный момент возникла новая задача. Построено 8 новых остановок. Уже не в центре города. Они соединены только одним маршрутом. (все, кроме одной, на которой пока вообще нет электротранспорта). Маршрут достаточно длинный. Давать его целиком или частично?

То есть, нужно либо привести все конкретные задачи к какому-то общему решению, либо, в каждом конкретном случае предлагать решения частные.

В связи со всем сказанным, вопросы к знатокам:

  1. Для чего и кому вообще нужны схемы маршрутов трамваев и троллейбусов?
  2. Какими принципами следует руководствоваться при их создании?
  3. Что на схеме действительно необходимо, а что лишнее?
  4. Какие удачные схемы движения городского электротранспорта существуют в мире? Желательны картинки или ссылки. Метро не предлагать :-)
  5. Какие недостатки и достоинства, по-вашему у нашей схемы?
  6. Как правильно изобразить несколько маршрутов на одной улице?
  7. Как правильно обозначить остановки?
  8. Как правильно писать название остановки?
  9. Допустимо ли частичное изображение маршрута на схеме?
  10. Может быть, следует просто сделать толковую схему для всех маршрутов троллейбусов (трамваев)?

Но нужна ли такая полная схема пассажирам? И как это должно выглядеть? Мне лично подобная схема не попадалась.



Сергей!

Утверждение, что «большинство горожан знают маршруты», мне кажется не совсем верным. Те, кто постоянно пользуются транспортом, обычно знают лишь, как доехать от работы до дома (или куда-нибудь там на тренировку). Так что, когда такому человеку нужно будет поехать туда, куда он ещё не ездил, схема будет очень кстати.

Очевидно, что изображение станет существенно легче, если вообще проигнорировать географию. Конечно, для наземного транспорта это более чем спорное решение, а с учётом того, что вы хотите сделать схему полезной для туристов, вероятно, и вовсе неподходящее.

В Лондоне, транспортная инфраструктура которого меня восхищает, есть два формата, с которыми стоит ознакомиться. Вот схема маршрутов автобусов, проходящих через район Пикадилли-сёркуса:

См. экспериментальную схему Челябинских троллейбусов и трамваев.

Полная схема маршрутов, проходящих через остановку в Лондоне

В середине показан сам район, с учётом реальной географии, а удалённые участки представлены уже схематично. В «Транспорт фор Лондон» такие карты называют «картами-пауками» (spider maps).

На самих остановках линейно показаны маршруты, проходящие через них:

Такие карты в ПДФ можно скачать для любого места — вот, например, весь Вестминстер.

Так на остановке в Лондоне показаны маршруты, проходящие через неё

Я бы попробовал сделать два плаката: на одном в антигеографичном формате показать схему всех-всех маршрутов, а на другом — подробную карту самого центра, тоже с маршрутами. Первая могла бы висеть на всех остановках, а вторая — только на центральных, как дополнение.

Впрочем, карты для туристов могут висеть не на остановках, а на отдельных стендах. Вот, например, Цюрих:

Карта для туристов в Цюрихе

Буду благодарен гостям нашей рубрики за комментарии и примеры.

Схема объединена с расписанием, временем в пути и другой информацией о маршрутах, а от самих маршрутов оставлены только остановки, которые ещё впереди.
Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Сергей Король
28 сентября 2010

Мне кажется, что многое зависит ещё и от размера исторического центра. Если этот центр составляет большую часть города, то предложенный Ильёй вариант будет достаточно проблематичным.

Сергей Красильник
28 сентября 2010

А вот какое табло недавно установили на одной остановке в Киеве:
http://nashkiev.ua/…-tehnologii-pervoe-elektronnoe-tablo-na-ostanovke.html (http://nashkiev.ua/zhurnal/rastuschiy-gorod/kosmicheskie-tehnologii-pervoe-elektronnoe-tablo-na-ostanovke.html)

Никита Иванов
28 сентября 2010

Сергей, в рамках добросердечного отношения к туристам, которым, как я не раз убеждался, отличается Одесса, пожалуйста, не заставляйте их угадывать, что север на вашей схеме находится справа.

Юрий Хан
28 сентября 2010

В роли туриста предпочитаю ДубльГИС или Яндекс-карты статическим картам с маршрутами.

Сергей Красильник
28 сентября 2010

Ещё на всех остановках необходимо стрелочками указывать, в каком направлении какая остановка находится или, может быть, конечные остановки маршрута, или части города.

Так, например, сделали в новом дизайне остановок в Перми: http://tema.livejournal.com/744355.html. Ведь часто, находясь в незнакомом районе или городе, стоишь на остановке, смотришь на схему движения транспорта и не понимаешь, то ли стоять на этой стороне улицы, то ли перейти на другую, чтобы доехать до такой-то остановки. Приходится спрашивать людей. А бывает, что на остановке никого нет.

Олег Томенко
28 сентября 2010

Сейчас как раз занимаюсь такой задачей, правда не много маршрутов на одной карте, а один маршрут, схема будет висеть внутри микроавтобусов. Формат почти A3. На остановках отмечены больницы и поликлиники, учебные и спортивные заведения, пожарные службы. Формат выбрал примерно как в Лондонских спайдер-картах. Мелочи само собой, но в общем впечатление что-то не очень — пока нарисовал основу, уже смотрю и не то.

Может кто подскажет что-нибудь дельное. А то к мэру надо идти :-)

Любителям посоветую посмотреть:
http://www.kickmap.com/ — неофициальную схему Нью-Йоркского маршрута.
http://www.zeroperzero.com/ — Токио, Осака, Лондон, тоже метро.

Сергей Спектор
28 сентября 2010

Большое спасибо всем уважаемым советчикам. Готовых решений пока нет, но мыслей появилось множество.

Под воздействием «паучьих» схем Лондона родилась идея «лупы», где детализация даётся в выделенном, обведённом рамочкой фрагменте. Также я увидел возможность уменьшить объём информации на карте, давая только те остановки, «которые ещё впереди». И мы почти созрели сделать общую «антигеографическую» схему всех маршрутов. Кстати, стрелки-направления на нашей схеме все-таки есть.

Что касается пространственной ориентации, мы исходили из того, как расположена схема на конкретном плакате отдельно взятой остановки. Т. е., если пассажир на остановке стоит лицом к схеме — троллейбус движется за его спиной влево — то и стрелка на схеме указывает налево. Люди говорят, что это удобно.

Отдельное двойное спасибо Илье за Лондон и за Челябинск.

Иван Пухкал
28 сентября 2010

Подход «маршруты на карте района+общая схема» демонстрируют страницы из мюнхенского буклета, информирующего пассажиров об изменениях маршрутов транспорта (см. также http://ivanpoukhkal.ru/2010/09/28/1/):

Сергей Красильник
29 сентября 2010

Олег, я думаю, что один маршрут на схеме занимает слишком много места, и его лучше разместить по вертикали. Он займёт в несколько раз меньше места, и к тому же так будет легче найти название нужной остановки. Если всё-таки английский перевод необходим, то его можно разместить слева от линии, выделив серым цветом.

Олег Томенко
29 сентября 2010

Сергей, я согласен, что пустовато получается — много места не задействовано. Но будут маршруты поплотнее. Первые наброски включали в себя на той же карте ещё соседние маршруты, пересадочные. Но там получилась такая плотность, что надо рисовать отдельную схему района :-) Для каждого маршрута это слишком долго. Появятся ещё пиктограммы и кое-какие фишки. Мне хотелось бы услышать советы по выбранному мной формату.

Дело в том, что я почему-то зациклился на том, что когда едешь, необходимо видеть именно направление движения маршрута, со всеми поворотами. Плюс это поможет сориентироваться примерно, по какой части города проходит маршрут, чего на вертикальной схеме нет. Вертикальная схема хороша для размещения на остановке, например. Она компактная, легко подсветить текущую остановку, и можно таких разместить несколько.

О, кстати, вы поняли, что имеются в виду остановки в одном направлении? Я думал, что зеленые стрелки сомнительные, хотел легенду рисовать.

Иван Пухкал
29 сентября 2010

Парижская остановка автобуса — http://www.flickr.com/photos/orangejon/2498219812/sizes/z/. Схемы на общегородском уровне, план квартала и каждый маршрут на своей полоске с картой.

Маршрут крупнее — http://www.ratp.info/picts/plans/gif/bus_paris/69.gif

Артур Валиуллин
30 сентября 2010

Сергей Красильник, мне кажется ваша схема удачная. Когда я в автобусе или троллебусе и знаю название остановки, взрывает мозг разглядывать карту привязанную к географии города и искать искомую остановку. А на плоской карте всё очень точно и понятно.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

2 6 6




Недавно всплыло

О тексте как базовом элементе 6 1 Невозможно собрать портфолио 1 3