x
 
Антон Лях
19 августа 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как отличить хороший шрифт от плохого?

Часть третья, об удобочитаемости


В прошлом совете я рассказывала о связи шрифта с каллиграфией. В этом совете я расскажу об удобочитаемости шрифта.

Удобочитаемость — базовый критерий качества шрифта. Если шрифт нужен, чтобы передавать информацию невербально, то он должен считываться читателем без проблем.

У разных шрифтов разная степень удобочитаемости: акцидентные шрифты считываются хорошо тогда, когда ими набраны небольшие тексты, выносы, фактоиды, вывески и так далее.

Шрифтом «Кинк Б» компании «Пайт Фаундри» здорово набрана обложка книги. Но представить даже небольшой набор текста с таким шрифтом тяжело. Фото из блога «Фонтс ин юз»

Текстовые же шрифты созданы в первую очередь для того, чтобы их было удобно считывать в больших текстах: книгах, журналах, газетах.

Шрифтовая семья «Гардиан» сделана компанией «Коммершл Тайп» специально для газеты Гардиан. У семейства много начертаний, от акцидентных до текстовых, в наборе небольшим кеглем текстовые начертания смотрятся очень хорошо

Удобочитаемость сильно зависит от кегля. Чтобы повысить удобочитаемость, шрифтовики часто указывают, для какого кегля оптимален тот или иной шрифт. Часто у шрифта есть начертания Дисплей для больших кеглей, Текст для условно текстовых кеглей, Кэпшн для мелких подписей и так далее.

Например, шрифт «Федра Сериф» компании Тайпотек делится на два типа: «Федра А» для мелких кеглей и плохого разрешения и «Федра Б» для кеглей побольше. Чтобы шрифт хорошо читался в мелких кеглях, «Федра А» имеет большое очко, уменьшенные выносные знаки, чтобы можно было набирать плотный текст с небольшим интерлиньяжем, и средний контраст. У «Федры Б» контраст больше, а выносные знаки длиннее.

Федра Сериф А

Федра Сериф Б
Также в шрифтовом суперсемействе «Федра» есть дисплейные, акцидентные начертания:

Федра Сериф Дисплей

Если рисунок шрифта продуман изначально для определённых кеглей, он будет хорошо работать именно в указанных размерах. Стоит всегда смотреть в информации о шрифте, на какой диапазон размеров предназначен шрифт или начертание.

Однако и в акциденции текстовые шрифты могут работать. Но не наоборот.

Социальный плакат в Англии, посвящённый фразе Терезы Мэй. Набран шрифтом с британскими корнями «Биг Кэзлон». Этот шрифт чаще всего ассоциируется с текстовым набором, но в таком исполнении смотрится актуально и очень по-британски. Картинка из блога «Фонтс ин юз»

Значение удобочитаемости кажется очевидным, но на деле дизайнеры почему-то часто об этом забывают. Удобочитаемость зависит не только от самого шрифта, но и от кегля, вёрстки, цвета текста и фона.

Бывают ситуации, когда удобочитаемость не важна для задачи. Но такие ситуации — это всегда акцидентные шрифты с той или иной целью: добиться определённого образа или «поиграться» с буквами.

Плакат к фестивалю арабской письменности в Амстердаме. Сначала кажется, что вокруг информации какой-то красивый непонятный патерн. При вчитывании оказывается, что это буквы. Идеальный пример того, что дизайнер не имитирует восточную письменность, но создаёт образ

Часть обложки набрана текстурообразным шрифтом «Гутенберг Б», и прочитать её можно только при желании. Однако очевидно, что дизайнеру не надо было делать эту фразу удобочитаемой, важнее был яркий образ. Картинка из блога «Фонтс ин юз»

Однако степень удобочитаемости часто относительна. Например, в Германии на протяжении нескольких сотен лет использовалась Фрактура при наборе книг:

Немцы читали тексты, набранные Фрактурой, вплоть до 1941 года. Насколько я знаю, сейчас книги в Германии Фрактурой не набирают, но она остаётся в заголовках, орнаментах и прочей акциденции

Мне кажется, Фрактура прижилась в книгах из-за традиции и «коллективной памяти». Немцам удобно считывать информацию, набранную Фрактурой, в отличие от остального мира. Если бы в России книги набирались вязью с 16 по 20 век, может быть, и нам бы было легко считывать неординарные формы.

Но относительность восприятия не значит, что критерий удобочитаемости не важен. Проблемы при наборе текста начинаются там, где глаз обращает внимание не на текст, а на шрифт. Поэтому принцип прост: если ваш глаз не цепляется за детали и легко скользит по тексту, а мозг получает информацию из текста, то у такого шрифта высокая удобочитаемость.

Чтобы не промахнуться с выбором шрифта, стоит прочитать, для каких кеглей предназначен тот или иной шрифт. Чаще всего такой информации достаточно. Но в моменты сомнений я призываю полагаться на собственное ощущение комфорта при считывании.

О связи шрифта с каллиграфией

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Вопросы Александра: когда появится программа, которая сама научится создавать хорошие шрифты? Вопросы Александра: какое самое изумительное сочетание шрифтов? Вопросы Александра: какое сочетание шрифтов самое отвратительное? Вопросы Александра: на каком сайте можно найти исчерпывающую информацию о всевозможных шрифтах?




Недавно всплыло

1 Не знаю, как сказать коллегам о том, что я никудышный сотрудник 2 На основе ролика о распознавании инсульта создан плакат. Вторая часть 1 2