x
 
Сергей Васильев
9 декабря 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Аня, какие выбрать шрифты для букваря и чем руководствоваться?

Хочется красиво, чтобы кроме грамотности привить детям эстетическое чувство, но боюсь, что изящные антиквы малыши не осилят.


Сергей!

Тут всё зависит от задачи и от вёрстки. На какой возраст рассчитан букварь? Как много текста будет на развороте? Какие будут иллюстрации?

До сих пор существуют различные госты оформления детской литературы. В них, например, сказано, что антиквенные шрифты можно использовать только в литературе для детей от 11 лет. В букварях гост требует использования рубленых шрифтов, то есть без засечек.

Эти стандарты существуют ещё с советских времён, и их целесообразность вызывает вопросы. Однако они до сих пор важны для некоторых издательств. Если от вас не требуют полного соответствия гостам, я бы не советовала опираться на них.

Самый известный рубленый шрифт в советской детской литературе — гарнитура Букварная. Ей набирались буквари:

Букварь. Просвещение, 1978

ОСТ 29.127-2002 оформления детской литературы

На основе гарнитуры Букварной создан шрифт «Текстбук», а в 2008 году вышло обновление «Текстбук Нью». Несмотря на появление шрифтов-конкурентов, «Текстбук» не перестал быть популярен, и его до сих пор используют в детской литературе и не только. Например, Яндекс использовал этот шрифт для рекламных коммуникаций около пятнадцати лет. Самая узнаваемая фраза Яндекса, набранная этим шрифтом: Найдётся всё.

Наружная реклама Яндекса, 2008

Я вижу главную проблему букварей не столько в выборе конкретного шрифта, сколько в общем облике книги. К сожалению, сейчас наиболее популярны такие буквари:

Мария Манакова. Букварь. Учимся читать. Проф-Пресс, 2009

Или даже такие:

Марина Дружинина. Забавная азбука. Эксмо, 2011

Моя главная претензия к современным букварям, да и к детским книгам в целом, — это несоответствие шрифтов и характера книги. Помимо сомнительного качества иллюстраций и цветового безумия на разворотах, видно, насколько буквы не дружат с картинками. Я бы советовала выбирать шрифт исходя из того, как он будет смотреться вместе с иллюстрациями на листе.

Вот хорошие примеры:

Бруно Мунари. Азбука Бруно Мунари
Для того, чтобы шрифт дружил с иллюстрациями, можно привести формы букв и формы иллюстраций к одному стилю. Контрастная антиква хорошо работает с иллюстрациями в азбуке Бруно Мунари. А в венгерской азбуке иллюстрации ясные и незатейливые, как и выбранный геометрический гротеск:

Анна Кёвицеш. Венгерская азбука
Ещё можно воспользоваться белым пространством листа и не нагружать разворот. В книге «Бубабу» потрясающие иллюстрации и выбран простой геометрический гротеск. Он не идёт вразрез с картинкой, стоит аккуратно и хорошо считывается.

Компания «Грилли-Тайп» даже сделала шрифт «ГТ Еести» на основе эстонского букваря. Набирать сплошной текст им я бы не советовала, но в сочетании с яркими и простыми формами буквы выглядят хорошо:

Шрифт «ГТ Еести»

Мне кажется, самое прекрасное, что может быть в букварях и остальных детских книгах — взаимодействие с читателем. Оно есть, например, в объёмной попап-азбуке:

Марион Батейль. АБЦ, 2008

Ещё пример взаимодействия с буквами в книге — это не букварь, но книга о типографике, рассчитанная на детей. Каждый разворот книги — это игра с буквами и интересные типографические задания:

Студио 3. Гиперактивная типографика. Гештальтен, 2010

Антиквы или гротески, вёрстка строго по госту или нет — это всё, на мой взгляд, не самое важное. Важно, чтобы в итоге книгу хотелось рассматривать и взрослым, и малышам.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как подружить шрифт и иконку Как работать со шрифтами 3 Какие шрифты подходят для газетной вёрстки?




Недавно всплыло

Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Все уже успели заметить, что вы почти во всех пятничных примерах советуете немного поунижаться 12 Почему в переписке нельзя использовать «Доброго времени суток»? 2 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1