Аня Данилова |
Антон! Конечно, продуманный, качественно сделанный шрифт можно назвать хорошим, а сделанный на коленке шрифт будет, скорее всего, плохим. Но я придерживаюсь мнения, что некорректно оценивать шрифты как хорошие или плохие. Вместо этого я предлагаю оценивать шрифты как решающие или не решающие задачу. Решает ли шрифт вашу задачу, зависит от множества факторов и конкретной ситуации. Студент, который в первый раз сделал шрифт, может набрать им плакат и получить зачёт. Задача решена, но только для него — вряд ли таким шрифтом сможет воспользоваться Дизайнер выбирает шрифт для логотипа и останавливается на шрифте с непривычными формами. Шрифт срабатывает в логотипе, потому что привлекает внимание неординарным рисунком, но не сработает в наборе текста. Для текста формы знаков должны быть легко считываемыми, глаз не должен спотыкаться о формы букв. Шрифт с плохим кернингом или его отсутствием может сработать в логотипе, где дизайнер сам настроит расстояния между буквами. Недоделанный шрифт с некачественным рисунком может послужить основой для создания летеринга, но как шрифт он работать не будет. Назначение, рисунок, расстояния, фичи шрифта, выбранный кегль, вёрстка и многое другое — это то, от чего будет зависеть выбор шрифта для работы. Шрифт — это инструмент, и всегда нужно следить за тем, насколько он подходит к конкретной задаче. В этом совете я расскажу о, казалось бы, самом очевидном требовании к шрифту — наличии нужных глифов. Чтобы пользоваться шрифтом, недостаточно иметь только кириллические и латинские знаки. В первую очередь, помимо базовых алфавитов нужны цифры и пунктуация: без них можно обойтись разве что в логотипе. Уже на уровне пунктуации могут возникнуть проблемы. В |
Стоит быть особенно внимательным, если тексты, для которых приобретается шрифт, написаны не на английском или русском, а, например, на сербском или норвежском. В таких случаях в шрифте должна быть расширенная латиница или кириллица. Проверять наличие нужных глифов стоит и в Иногда под рукой у дизайнера нет кириллицы, и ему приходится импровизировать: Знак рубля появился в Юникоде ещё в 2014 году, однако не все шрифтовые компании вставляют его в свои шрифты. Если вы знаете, что для вашей работы вам обязательно нужен этот глиф, уточните его наличие, прежде чем выбрать шрифт. Часто нужные глифы отсутствуют в бесплатных шрифтах. Такое происходит, например, когда шрифтовик хочет «быстро» охватить кириллический рынок, но не изучил вопрос и не сделал глифы для украинского и белорусского языков. А иногда шрифтовики, делающие бесплатные шрифты, даже и буквы «ё» или «й» в кириллице забывают. Поэтому я редко доверяю бесплатным шрифтам, но по надобности сразу проверяю, какой знаковый состав у шрифта. |
Помимо блока с основными латинскими глифами в Юникоде есть пять блоков с расширенной латиницей. Самый распространённый — «Расширенная В кириллице в основном блоке помимо русского алфавита есть ещё глифы для белорусского, болгарского, сербского, абхазского, казахского и многих других алфавитов. Также в Юникоде есть три блока расширенной кириллицы — в основном для старославянского и церковнославянского языков. |
В шрифтах с бесплатной лицензией часто есть возможность самостоятельно дорисовать нужные вам глифы. Но для этого придётся иметь шрифтовой редактор и создавать отдельный шрифтовой файл. Лучше написать создателям шрифта и попробовать договориться о дорисовке глифов за деньги или предложить обновить знаковый состав в следующей версии. Но, на мой взгляд, это всё слишком сложные решения. Проще найти шрифт с уже существующими глифами, которые вам нужны. Если шрифт кажется вам подходящим, смотрите в первую очередь состав глифов — он должен быть на странице описания у любого шрифта. Если в шрифте нет нужных вам глифов, он вряд ли сможет быть функциональным и надёжным для вас. Следовательно, задачу он не решит. В следующих советах я расскажу о других факторах выбора шрифта — рисунке знаков, кириллице, фичах, начертаниях и прочих. |