Аня Данилова |
Сергей! Тут всё зависит от задачи и от вёрстки. На какой возраст рассчитан букварь? Как много текста будет на развороте? Какие будут иллюстрации? |
До сих пор существуют различные госты оформления детской литературы. В них, например, сказано, что антиквенные шрифты можно использовать только в литературе для детей от 11 лет. В букварях гост требует использования рубленых шрифтов, то есть без засечек. Эти стандарты существуют ещё с советских времён, и их целесообразность вызывает вопросы. Однако они до сих пор важны для некоторых издательств. Если от вас не требуют полного соответствия гостам, я бы не советовала опираться на них. Самый известный рубленый шрифт в советской детской литературе — гарнитура Букварная. Ей набирались буквари: ![]() Букварь. Просвещение, 1978
|
На основе гарнитуры Букварной создан шрифт «Текстбук», а в 2008 году вышло обновление «Текстбук Нью». Несмотря на появление ![]() Наружная реклама Яндекса, 2008
Я вижу главную проблему букварей не столько в выборе конкретного шрифта, сколько в общем облике книги. К сожалению, сейчас наиболее популярны такие буквари: ![]() Мария Манакова. Букварь. Учимся читать.
Или даже такие: ![]() Марина Дружинина. Забавная азбука. Эксмо, 2011
Моя главная претензия к современным букварям, да и к детским книгам в целом, — это несоответствие шрифтов и характера книги. Помимо сомнительного качества иллюстраций и цветового безумия на разворотах, видно, насколько буквы не дружат с картинками. Я бы советовала выбирать шрифт исходя из того, как он будет смотреться вместе с иллюстрациями на листе. |
Вот хорошие примеры: ![]() Бруно Мунари. Азбука Бруно Мунари
Для того, чтобы шрифт дружил с иллюстрациями, можно привести формы букв и формы иллюстраций к одному стилю. Контрастная антиква хорошо работает с иллюстрациями в азбуке Бруно Мунари. А в венгерской азбуке иллюстрации ясные и незатейливые, как и выбранный геометрический гротеск:
![]() Анна Кёвицеш. Венгерская азбука
Ещё можно воспользоваться белым пространством листа и не нагружать разворот. В книге «Бубабу» потрясающие иллюстрации и выбран простой геометрический гротеск. Он не идёт вразрез с картинкой, стоит аккуратно и хорошо считывается.
![]() Компания « ![]() Шрифт «ГТ Еести»
Мне кажется, самое прекрасное, что может быть в букварях и остальных детских книгах — взаимодействие с читателем. Оно есть, например, в объёмной Марион Батейль. АБЦ 3Д, 2008
Ещё пример взаимодействия с буквами в книге — это не букварь, но книга о типографике, рассчитанная на детей. Каждый разворот книги — это игра с буквами и интересные типографические задания: ![]() Студио 3. Гиперактивная типографика. Гештальтен,
2010
Антиквы или гротески, вёрстка строго по госту или нет — это всё, на мой взгляд, не самое важное. Важно, чтобы в итоге книгу хотелось рассматривать и взрослым, и малышам. |
P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.
|