Аня Данилова |
Сергей! Тут всё зависит от задачи и от вёрстки. На какой возраст рассчитан букварь? Как много текста будет на развороте? Какие будут иллюстрации? |
До сих пор существуют различные госты оформления детской литературы. В них, например, сказано, что антиквенные шрифты можно использовать только в литературе для детей от 11 лет. В букварях гост требует использования рубленых шрифтов, то есть без засечек. Эти стандарты существуют ещё с советских времён, и их целесообразность вызывает вопросы. Однако они до сих пор важны для некоторых издательств. Если от вас не требуют полного соответствия гостам, я бы не советовала опираться на них. Самый известный рубленый шрифт в советской детской литературе — гарнитура Букварная. Ей набирались буквари: |
На основе гарнитуры Букварной создан шрифт «Текстбук», а в 2008 году вышло обновление «Текстбук Нью». Несмотря на появление Я вижу главную проблему букварей не столько в выборе конкретного шрифта, сколько в общем облике книги. К сожалению, сейчас наиболее популярны такие буквари: Или даже такие: Моя главная претензия к современным букварям, да и к детским книгам в целом, — это несоответствие шрифтов и характера книги. Помимо сомнительного качества иллюстраций и цветового безумия на разворотах, видно, насколько буквы не дружат с картинками. Я бы советовала выбирать шрифт исходя из того, как он будет смотреться вместе с иллюстрациями на листе. |
Вот хорошие примеры: Для того, чтобы шрифт дружил с иллюстрациями, можно привести формы букв и формы иллюстраций к одному стилю. Контрастная антиква хорошо работает с иллюстрациями в азбуке Бруно Мунари. А в венгерской азбуке иллюстрации ясные и незатейливые, как и выбранный геометрический гротеск: Ещё можно воспользоваться белым пространством листа и не нагружать разворот. В книге «Бубабу» потрясающие иллюстрации и выбран простой геометрический гротеск. Он не идёт вразрез с картинкой, стоит аккуратно и хорошо считывается.Компания « Мне кажется, самое прекрасное, что может быть в букварях и остальных детских книгах — взаимодействие с читателем. Оно есть, например, в объёмной Ещё пример взаимодействия с буквами в книге — это не букварь, но книга о типографике, рассчитанная на детей. Каждый разворот книги — это игра с буквами и интересные типографические задания: Антиквы или гротески, вёрстка строго по госту или нет — это всё, на мой взгляд, не самое важное. Важно, чтобы в итоге книгу хотелось рассматривать и взрослым, и малышам. |